Москва – Российские власти заявили в четверг, что предоставили охрану судье, которая ведет процесс по делу трех членов женской протестной группы Pussy Riot. Это было сделано после того, как в ее адрес прозвучали угрозы. Власти не стали уточнять, какого рода угрозы услышала судья Марина Сырова, которая в пятницу должна огласить приговор и возможные тюремные сроки для этих женщин.
Они находятся за решеткой с марта месяца. Их арестовали вскоре после того, как группа Pussy Riot выступила с дерзким протестом против российского президента Владимира Путина внутри московского храма Христа Спасителя. Группа разместила запись своего выступления на YouTube, и на ней видно, как пять женщин в ярких балаклавах устроили импровизированное представление перед алтарем храма, выкрикивая фразу «Богородица, Путина прогони!»
Угрозы в адрес судьи подчеркивают растущую важность процесса, который привлек к себе международное внимание, отчасти благодаря тому, что многие музыканты – от группы Franz Ferdinand до Мадонны и певицы Peaches – осудили данный процесс, назвав его ничем не оправданным посягательством на свободу слова и самовыражения.
Читайте также: О деле Pussy Riot - церковники не понимают политического шоу и реагируют на это, как на вопиющие оскорбления
Те, кто пристально наблюдает за развитием политической и судебной систем России, говорят, что, несмотря на международное давление, шансы на освобождение в пятницу трех обвиняемых женщин (это 22-летняя Надежда Толоконникова, 24-летняя Мария Алехина и 30-летняя Екатерина Самуцевич) очень невелики. «Представьте себе: возле здания суда собрались примерно 500 человек, включая журналистов, и тут они выходят с триумфом, как победительницы, - говорит репортер Зоя Светова, пишущая о судебных процессах для московского независимого журнала The New Times. – Это для путинской системы невозможно».
Как сообщает этот журнал, в четверг свое имя в список сторонников Pussy Riot включил Пол Маккартни, опубликовавший у себя на вебсайте письмо на имя трех женщин. «Дорогие Надя, Катя и Маша», - обратился к ним бывший битл. Далее он пишет:
Я пишу, чтобы выразить вам свою поддержку в это трудное время. Хочу, чтобы вы знали: я очень надеюсь, что российские власти поддержат принцип свободы слова для всех своих граждан и не сочтут необходимым наказывать вас за ваш протест. Многим людям в цивилизованном мире позволено выражать свое мнение, если они при этом не причиняют никому вреда. Я считаю, что это - лучший выход для всех обществ. Надеюсь, вы сохраните силу и уверенность в том, что я и многие другие люди, верящие в свободу слова, сделают все возможное, чтобы поддержать вас и идею творческой свободы.
Нет никаких признаков того, что российский президент является фанатом американского движения Riot Grrrl, которое вдохновило Pussy Riot. Но известно, что Путин любит рок-музыку более ранней эпохи. В 2009 году его представитель опроверг на страницах The Times of London сообщение о том, будто Путин приказал доставить в Россию группу подражателей «Аббы», чтобы они устроили для него концерт. В своем письме этот представитель написал: «Путину больше нравятся «Битлз», чем «Абба»». Год спустя Путин выразил свое восхищение «Битлз» в разговоре с Эндрю Ллойдом Уэббером (Andrew Lloyd Webber). «Не одно поколение в России воспитывалось и с особой любовью относилось к творчеству «Битлз», - заявил российский лидер композитору. - Я имел удовольствие несколько лет назад познакомиться с господином Маккартни. Произведения, которые они подарили миру, конечно, до сих пор остаются на вершине».
Также по теме: Акции за Pussy Riot активируются, но их рагоняют
Постоянные читатели The Lede могут вспомнить о том, что в конце 2009 года Путин дал еще одну подсказку по поводу своих музыкальных пристрастий, когда во время благотворительного концерта по сбору средств на лечение больных раком детей в Санкт-Петербурге он вышел на сцену и спел «Blueberry Hill».
Неудивительно, что многие считают приговор Pussy Riot делом давно решенным. Суды города Москвы в 2011 году вынесли оправдательные приговоры всего по 0,7 процента от всех рассмотренных дел. Тогда вердикт «не виновен» был объявлен по 239 делам из 35626 рассмотренных. Сейчас все ждут, согласится ли судья с просьбой обвинения приговорить женщин к трем годам лишения свободы в колонии.
Власти подают неоднозначные сигналы. Путин подлил масла в огонь догадок и предположений, когда заявил недавно в Лондоне, что женщин не следует судить слишком строго. Однако в том же интервью он сказал, что ничего хорошего в их выступлении в храме нет, и что решение предстоит принимать суду. Некоторые сторонники Pussy Riot истолковали слова президента как хитрую уловку, направленную на то, чтобы показать независимость судебного процесса от политических соображений.
Между тем, мнения россиян по поводу суда разошлись. В прошлом месяце Левада-Центр провел опрос на эту тему, и лишь пять процентов респондентов сказали, что женщин надо отпустить, не наказывая. В то же время, только 15 процентов поддержали тюремный срок свыше двух лет. Большинство высказалось за более мягкое наказание, а 29 процентов заявили, что женщин надо приговорить к общественным работам.
Читайте также: Pussy Riot и беззаконие в путинской России
Бывшая прима-балерина Большого театра Анастасия Волочкова, известная своими острыми, порой непечатными комментариями, написала у себя в блоге, что суд наносит вред репутации церкви в глазах общественности. «Церковь должна призвать их публично покаяться, и пусть они борются за правду, начищая до блеска общественные туалеты!!!»
Она - не единственная, кто предлагает нетрадиционные наказания. Как сообщил наш коллега Дэвид Гершенгорн (David Herszenhorn), это дело вызвало разногласия и среди представителей Русской православной церкви.
Протоиерей Александр Птицын из московского храма Воздвижения Креста Господня заявил в этом месяце The Times, что женщин просто отшлепали бы по задницам, если бы они выступили со своим представлением в его церкви. Но поскольку они предприняли попытку публично оскорбить церковь, два года условно – это для них более подходящее наказание.
Выступая в марте в защиту женщин, лидер протестного движения и христианин Алексей Навальный призвал Русскую православную церковь «проявить милосердие и простить глупых девчонок, попросив об их немедленном освобождении до суда, а также проведя с ними воспитательную беседу после освобождения».
Согласно российскому законодательству, выдвинутые против женщин обвинения – а это хулиганство на почве религиозной ненависти – грозят им максимальным сроком до семи лет лишения свободы. Светова из The New Times сказала, что запрошенные обвинением три года более вероятны, хотя возможно все, что угодно. Судья «может дать четыре года – такое уже случалось. Но мой прогноз – что срок будет меньше», заявила она.
Также по теме: Pussy Riot - если бы панк-молебен состоялся в Германии
Суд также вызвал озабоченность по поводу усиливающегося влияния Русской православной церкви на государство. Российский новостной сайт Gazeta.ru сообщил в четверг, что в городе Омске по просьбе местной епархии запретили проведение «парада зомби», о чем рассказал его организатор Михаил Яковлев. Яковлев увязал запрет на проведение парада с судебным преследованием музыкантов, отметив: «И в деле Pussy Riot, и в нашем случае мы видим, что церковь вмешивается не только в дела государства, но и в уголовные дела, а также в вопросы культуры».
Бывший глава нефтяной компании «ЮКОС» и некогда самый богатый человек в России Михаил Ходорковский, приговоренный в 2005 году к девяти годам лишения свободы по обвинению в уклонении от уплаты налогов, а позже получивший новый срок до 2017 года, не стал делать никаких прогнозов. В своем открытом письме трем подсудимым женщинам он написал: «Хочу надеяться, что ваш тюремный опыт скоро закончится».
Ходорковский в своем заявлении также отметил, что женщин судят в том же самом зале суда, где шел процесс над ним, и что сидят они в той же стеклянной клетке.
Больно смотреть на то, что происходит в Хамовническом суде Москвы, где судят Машу, Надю и Катю. Слово «суд» уместно здесь лишь в том смысле, в каком его использовали инквизиторы Средневековья.
Я хорошо знаю этот аквариум в зале судебных заседаний №7 – они сделали его специально для меня и для Платона, «специально для нас», когда ЕСПЧ заявил, что держать ответчиков за решеткой унизительно и что это - нарушение конвенции по правам человека.