Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как крестьянин Сусанин спас Россию

Каждый россиянин знает, что именно Иван Сусанин 400 лет назад завел поляков в болота и спас царя Михаила Романова. Вопрос только, существовал ли этот герой?

© CC0 / Public DomainМ.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851)
М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Царь Михаил смог объявить Сусанина героем лишь спустя семь лет после его смерти, уже не опасаясь, что ляхи из мести поступят с его отцом как с патриархом Гермогеном, которого они заморили голодом. А, может быть, все-таки, как полагают некоторые исследователи, вся история про крестьянина, пожертвовавшего жизнь за царя, была лишь выдумкой царского двора?

Четвертого ноября Россия отмечала День народного единства, знаменующий годовщину изгнания из Кремля поляков. Это событие считается символическим завершением Великой смуты — периода хаоса, в который московское царство погрузилось в конце XVI века, через некоторое время после смерти в 1584 году Ивана Грозного. На этот раз праздник имел особое звучание, поскольку этому событию исполнилось 400 лет.


Взамен праздника революции

Российские историки спорят, что произошло в Москве четвертого ноября 1612 года. Одни говорят, что ничего, другие доказывают, что в тот день пал не Кремль, а Китай-город, который обороняли польско-литовские отряды, черед же резиденции царей пришел чуть позже. Ученые, близкие коммунистическим позициям, утверждают, что Кремль пал седьмого ноября. Если согласиться с этим аргументом, День народного единства следовало бы перенести на эту дату, а на нее приходится годовщина переворота большевиков 1917 года, вошедшего в историю как Октябрьская революция. Но это уже невозможно, потому что восемь лет назад новый государственный праздник появился именно для того, чтобы положить начало новой традиции и заставить народ забыть про Ленина и большевиков.

Как бы там ни было с датами, кремлевский гарнизон под предводительством полковника Миколая Струся (Mikołaj Struś) отважно оборонялся от ополченцев, которых возглавляли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

По сообщениям российских летописцев, отрезанные от поставок продовольствия поляки не сдавались до тех пор, пока не съели всех кремлевских крыс, ремни и сделанные из свиных шкур переплеты книг из царской библиотеки. Они якобы даже выкапывали и ели разлагающиеся трупы павших товарищей. Прежде чем Миколай Струсь сдал Кремль он выпустил оттуда тех русских, кто перешел на сторону поляков и хотел видеть на троне Владислава Вазу — сына польского короля и великого князя литовского Сигизмунда III. Среди отпущенных был 16-летний Михаил Романов.

Куда Сусанин завел поляков?


Михаил с матерью, которая тоже была в Кремле у поляков, сбежал из столицы, опасаясь, что за сношения с ляхами им пришлось бы отвечать головой. Они направились в принадлежащее им село Домнино под Костромой, оставаясь там и в начале 1613 года, когда на заседании Земского собора бояре избрали Михаила царем, положив начало династии Романовых, которая правила Россией больше трех столетий — вплоть до февральской революции 1917 года.

И именно тогда, когда 16-летний Михаил прятался в мрачных костромских лесах, на сцене появился Иван Сусанин. Известно о нем, собственно, мало. Возможно, он был простым крестьянином из деревни Деревеньки, возможно, сельским старостой, а, может быть, (уже не таким простым) управляющим домнинской вотчиной.

Вокруг владений несовершеннолетнего монарха, как описывал это потом сам царь, ходили польские и литовские люди. Они искали Михаила. Возможно, они хотели выкрасть его ради выкупа, а, возможно, были присланы убить конкурента царевича Владислава на трон. Один из таких отрядов оказался ночью в Деревеньках. Поляки потребовали, чтобы Сусанин отвел их утром к царю. Тот согласился, но послал своего зятя предостеречь Михаила, а сам надел оставленные кем-то из Романовых сапоги и, когда поляки заснули, отправился с собаками к одному из окрестных болот.

Утром он сказал, что Михаил ушел на охоту, и показал в качестве доказательства барские и собачьи следы на снегу. Интервенты, зная, что крестьяне носят лапти, поверили в это и пошли за Сусаниным. Когда в полдень солнце стало топить лед, поляки один за другим провалились в топь. Они поняли, что провожатый их обманул, и успели, прежде чем утонули в болоте, зарубить Сусанина шашками.


Эту легенду воспроизвел Михаил Глинка в своей опере «Иван Сусанин», которая была поставлена в 1836 году (царь Николай I велел поменять ее название на более патриотическое — «Жизнь за царя». Обожавший эту оперу Сталин вернул исходное название, но сегодня в употребление вернулся изначальный вариант).

Другая версия легенды, которой придерживается историк и автор книги «Иван Сусанин: легенды и действительность» Николай Зонтиков, гласит, что герой не заводил никуда поляков и литовцев. Они сами нашли его в Домнине, полагая, что Сусанин, будучи там управляющим, знает, где прячется новоиспеченный царь. Однако даже под пытками тот не выдал своего господина. История, однако, заканчивается так же как и у Глинки: героя зарубают шашками.

Царская благодарность

Первый документ, подтверждающий, что Сусанин существовал и на самом деле вел себе геройски, появился спустя семь лет после его смерти (если таковая была). Поздней осенью 1619 года царь Михаил I прибыл в родные края, и здесь, как гласит предание, перед ним на колени пал зять Сусанина Богдан Сабинин, осмелившись поведать правителю о подвигах своего покойного тестя.

Через некоторое время царь велел составить грамоту, то есть своего рода заявление, в котором говорилось, что «в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди», они схватили Сусанина и «пытали великими, немереными пытками и пытали у него, где в те поры Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси, были и он, Иван, ведая про нас, Великого Государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немереные пытки, про нас, Великого Государя, тем польским и литовским людям не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти».

История о смерти тестя сыграла Сабинину на руку. Благодаря царской грамоте Сусанин был не только провозглашен героем и мучеником за царя, но и получил половину деревни Деревеньки. Царь освободил потомков Сусанина от податей и воинской повинности, и никаким властям не было позволено без ведома государя вмешиваться в их дела. Таких прав не было у самых выдающихся аристократических родов. Потомки Сусанина начали злоупотреблять своими привилегиями, а их деревня стала пристанищем беглых крепостных крестьян.

… почему так долго медлили?

Царь Михаил довольно долго откладывал публичное признание заслуг Сусанина, что можно объяснить запутанной историей семьи Романовых. Царь Борис Годунов (1598-1605) видя в Федоре, отце Михаила Романова, конкурента, отправил его в монастырь, где тот стал монахом и принял имя Филарет. С 1612 года он стал патриархом Всея Руси и поддерживал кандидатуру королевича Владислава, но когда оказалось, что притязания на трон есть и у короля Сигизмунда III, Филарет отвернулся от поддержки Речи Посполитой. Он был пленен в Мальборке, а в 1629 году обменян на полковника Стурся.

Царь Михаил смог объявить Сусанина героем лишь спустя семь лет после его смерти, уже не опасаясь, что ляхи из мести поступят с его отцом как с патриархом Гермогеном, которого они заморили голодом. А, может быть, все-таки, как полагают некоторые исследователи, вся история про крестьянина, пожертвовавшего жизнь за царя, была лишь выдумкой царского двора, которой нуждался в мученике для легитимизации и прославления неуверенно чувствующего себя на троне Романова?

70 Сусаниных

Свои Сусанины — простаки, готовые пойти на смерть ради правителя — нужны были не только Михаилу. Историки насчитали по меньшей мере 70 героев, повторивших подвиг костромского крестьянина. Среди них — замученныхй до смерти поляками Никита Галаган, который в ходе восстания Богдана Хмельницкого (1648-54) завел польский отряд в устроенную казаками ловушку. Или уроженец села Молвитино Костромской губернии (с 1939 года Сусанино) Осип Комиссаров, который четвертого апреля 1866 года в Петербурге выбил пистолет из рук народовольца Дмитрия Каракозова, собиравшегося стрелять в Александра II. Комиссаров, до этого продававший на улице шапки, получил в награду от императора имение на Украине.

Свои Сусанины были и у большевиков. Ленин, например, наградил орденом Красного Знамени сибирского крестьянина Федора Гуляева, который завел в непроходимые болота белогвардейский отряд. Герой получил и новую фамилию: Гуляев-Сусанин.

Кандидат на алтарь

Новая традиция, в соответствии с которой россияне должны забыть про Ленина и праздновать изгнание поляков из Кремля, было бы неплохо усилить религиозным аспектом. В церковном календаре четвертое ноября — это праздник Казанской иконы Божией Матери, с которой люди Минина и Пожарского осаждали захваченных ляхами Кремль. Не помешал бы и какой-нибудь святой. Разумеется, прекрасным кандидатом мог бы стать Сусанин, которого хочет вознести на алтарь Костромская епархия. Покойный глава Русской православной церкви Алексий II поддерживал эту инициативу и заявлял, что она достойна внимания.

Реальность фигуры Сусанина нужно было доказать, поэтому археологи несколько лет работали в окрестностях болот, куда тот якобы завел поляков, и обнаружили там около 400 могил. Звучали даже заявления, что там был найден череп «почти наверняка» принадлежащий героическому крестьянину, однако убедительных доказательств не появилось.

Кандидат в святые стал между тем героем множества анекдотов, его имя известно практически каждому россиянину благодаря расхожим шуткам о ненадежном провожатом. Например, таким: «Продам словарь польского мата. Иван Сусанин» или «Четвертое ноября — день Ивана Сусанина и главный праздник партии "Единая Россия". Они тоже сами понятия не имеют, куда ведут страну».