Информация о проблемах российского лидера со здоровьем быстро облетела мир. Многие наблюдатели начали подозревать, что за больной спиной Владимира Путина скрываются какие-то серьезные недомогания, раз он отказался даже от ежегодного разговора с народом и отменил несколько важных заграничных визитов.
Начались размышления, продержится ли Путин весь свой третий президентский срок, который, согласно измененной конституции, заканчивается только в 2018 году. Недавняя отставка министра обороны с сопровождавшим ее коррупционным скандалом была интерпретирована как предвестие беспощадной борьбы за власть, ожидающей Россию.
Сомнительная угроза
Рейтинг президента, действительно, начал падать, хотя после более десяти лет у власти Путин все равно пользуется большим доверием общества. Согласно опросам независимого Левада-Центра, 67% россиян положительно оценивают деятельность главы государства, но при этом почти половина опрошенных хотела бы видеть новую фигуру на его месте после 2018 года.
Читайте также: Ельцинизация Путина
Общество перестают убеждать маркетинговые штучки Кремля: последняя акция, во время которой президент летал с журавлями, вызвала непонимание и даже возмущение у 46% россиян. В отличие от предшественников, Бориса Ельцина и Михаила Горбачева, нынешний президент никогда не испытывал серьезной угрозы со стороны политических противников. Сохранение позиции непререкаемого лидера в течение долго периода начинает надоедать части общества, но для нынешней элиты – это ключевой элемент сохранения политического влияния и финансовых привилегий. И это основная причина, почему никто в России не думает всерьез о лишении Владимира Путина власти.
Он не создал собственного «семейного» клана, а лишь уверенно играл роль арбитра между конкурирующими между собой группами интересов. Неслучайно в России до сих пор не появилось единственного гигантского энергетического концерна, единственной службы безопасности, а число регионов (субъектов федерации) превышает 80.
Одновременно Путин успешно объединяет присутствующие в российской общественной жизни идейные течения, не идентифицируя себя ни с одним из них. Его взгляды на экономическое развитие или внешнюю политику настолько расплывчаты, что устраивают всех. Глава российского государства с особой тщательностью следит за своим имиджем. Он хочет выглядеть активным человеком, отлично ориентирующимся во всех сферах: не только ради популярности у населения, но чтобы никому из его соратников не пришло в голову, что президента можно отстранить от власти.
Также по теме: Отставка Сердюкова говорит о новой расстановке сил в Кремле
Метод передачи властных полномочий в России заключался до сих пор в выборе такого кандидата, который не только мог бы гарантировать безопасность и спокойствие уходящему лидеру, но, в первую очередь, казался остальным членам элиты человеком, который не будет угрожать их интересам. И Путин в 1999 году, и Медведев в 2008, были самыми молодыми из потенциальных преемников и не располагали серьезным финансово-кадровым тылом, которого могли бы опасаться прочие политики.
Вариант выбора
Если предположить себе, что Путин досрочно закончит свой президентский срок, самым вероятным представляется вариант «выбора преемника». Путин, как Борис Ельцин в конце 90-х, может подвергнуть испытаниям лояльность и эффективность разных политиков, но выбрать в итоге того, кто сможет обеспечить стабильное функционирование существующей системы власти. Таким образом противоречивые сигналы, появляющиеся во внешней политике России, не следует интерпретировать как проявление неуправляемой борьбы отдельных фракций за власть. Самое важное для нынешней элиты – сохранить свое имущественное положение, и для них лучшим преемником Путина будет тот, кто сможет удержать равновесие между самыми сильными лагерями истеблишмента.
Ярослав Чвек-Карпович - координатор программы по восточной и Юго-Восточной Европе в Польском институте международных отношений, сотрудник Института политических наук Варшавского университета.