Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Здоровье Путина — государственная тайна, как во времена СССР

Премьер-министр Японии объявил о переносе своего визита в Москву из-за нездоровья российского президента. Озвучивая постоянно меняющиеся опровержения, Кремль выглядит все менее убедительно

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новости о своем несменяемом президенте россияне получают из-за границы, как в советские времена, когда у 70-летних генсеков не было никаких проблем со здоровьем до самой внезапной кончины, причины которой никогда ясно не излагались. Новости об ухудшении состояния здоровья Леонида Брежнева доходили до граждан СССР из сообщений американских голосов, транслировавшихся на коротких волнах.

Новости о своем несменяемом президенте россияне получают из-за границы. Все как в советские времена, когда у 70-летних генсеков не было никаких проблем со здоровьем до самой внезапной кончины, причины которой никогда ясно не излагались. Новости об ухудшении состояния здоровья Леонида Брежнева доходили до граждан СССР из сообщений американских голосов, транслировавшихся на коротких волнах.

«Как работал, так и работает»


В наши дни Кремль, похоже, вновь говорит правду столь же неохотно, как в те времена, даже если речь идет о незначительном недомогании лидера. Иная информация поступает по дипломатическим каналам: благодаря им, слухи, которые Кремль пытается обойти молчанием, обретают официальный статус. Первым, кто выдал тайну, стал во вторник белорусский диктатор — весьма непредсказуемый союзник Москвы. Сожалея о невозможности сыграть в хоккей со своим российским коллегой, Александр Лукашенко проговорился, заявив в интервью агентству Рейтер, что Путин «любит дзюдо (у президента черный пояс — прим. ред.). Он поднял парня, совершил бросок и свернул позвоночник». Кремль отказался комментировать это заявление.

Читайте также: Путин слабеет, силовики наступают

Затем, в пятницу утром, масло в огонь подлил премьер-министр Японии Ёсихико Нода, указавший на «плохое самочувствие Владимира Путина» как на причину переноса своего визита в Москву, первоначально запланированного на декабрь. У России, так и не подписавшей после Второй мировой войны мирный договор с Японией, - не самые теплые дипломатические отношения с этой страной. Отсюда резкий ответ Дмитрия Пескова, пресс-секретаря российского президента: «Когда он (Нода) делал это заявление, он, видимо, не располагал достоверной информацией». Пресс-секретарь российского президента заявил, что теперь визит Ёсихико Ноды в Москву намечен на январь. «Он (Путин) как работал, так и работает, и намеревается дальше работать в том же темпе», — добавил Дмитрий Песков.

Начиная с 5 октября, 60-летний глава государства стал отменять все свои поездки, что выглядело крайне необычно, учитывая его прежние привычки. Стремясь развеять слухи, Кремль подтвердил первый за два месяца визит Владимира Путина. В понедельник российский президент отправился в Стамбул для встречи со своим турецким коллегой, отношения с которым испортились из-за того, что Россия и Турция заняли диаметрально противоположные позиции по сирийскому вопросу.


Слухи о здоровье Владимира Путина, ключевой составляющей имиджа которого является демонстрация физической силы, стали циркулировать в начале сентября, - после того, как его заметили хромающим и морщащимся на саммите АТЭС во Владивостоке. СМИ тут же углядели связь с пресловутым полетом на дельтаплане, который российский президент совершил перед саммитом, чтобы «направить стаю стерхов на юг». СМИ заподозрили, что при приземлении произошел инцидент, приведший к проблемам со спиной.

Также по теме: Элита нуждается в Путине

«Неопасная травма»

Кремлевские анонимные источники, цитировавшиеся несколько дней спустя российской прессой, говорили о «проблеме со спиной» и о том, что врачи не рекомендуют президенту летать на самолете. Но пресс-служба Кремля на протяжении нескольких недель опровергала наличие у Путина проблем со здоровьем и выдвигала массу малоправдоподобных отговорок, чтобы объяснить его практически полное исчезновение из публичного пространства. Лишь в начале ноября наметилось небольшое отклонение от этой линии: было признано, что у президента «неопасная спортивная травма» — то есть, во всем виноват не возраст, а спорт.

«В том, что у 60-летнего человека нелады со здоровьем, нет ничего удивительного, — считает один европейский дипломат, работающий в Москве. — Но тупое стремление скрыть проблему говорит о том, что со времен Брежнева мало что изменилось. Вот это уже и удивительно, и тревожно».

Здоровье президента тут же стало излюбленной темой для беседы в среде российской элиты, а также источником бесчисленных сатирических выпадов в Интернете. Менее смешно то, что у инвесторов снижается доверие ко все более непрозрачному Кремлю. Отток капитала достиг 80 миллиардов долларов в год, и глава правительства Дмитрий Медведев признал в прошлую среду, что «нам пока не удалось улучшить инвестиционный климат». Один французский предприниматель, обычно благожелательно настроенный к Кремлю, сформулировал обеспокоенность бизнес-сообщества следующим образом: «Путин выставляет себя единственным гарантом стабильности в России, но он не желает избавляться от кагэбэшной привычки ни за что не раскрывать своих планов. Никто понятия не имеет, что произойдет, если состояние здоровья не позволит ему более руководить страной».