Взрывы в Бостоне были трагическим и горьким событием. Особенно печально, что кто-то пытался сознательно убить спортсменов: людей, которые хотели просто принять участие в одном из лучших марафонов мира. На террористов можно бесконечно долго изливать критику, но этот текст не об этом. Очень сложно сдержать эмоции, когда в очередной раз при появлении темы «террористов с Кавказа» все сразу же указывают на Чечню.
Какие отличные пиарщики должны быть у российской власти, что из маленького, изнуренного двумя войнами народа им удалось сделать самых опасных убийц и террористов на всем земном шаре, а если исключить существование внеземных цивилизаций, то, видимо, и во всей вселенной.
Разумеется, на совести (если она у них есть) чеченских террористов было много зла. Можно вспомнить хотя бы Буденновск, Дубровку или Беслан. Только пусть кто-нибудь умный объяснит мне, почему, когда в России взрывается бомба, взлетает на воздух газопровод или кто-то стреляет в полицейского, след всегда ведет на Кавказ? Ну, хорошо. Террористы часто бывают родом с Кавказа. Только, ради бога (какого угодно: Аллаха, Яхве или любого другого Ра), нельзя же отождествлять Кавказ и Чечню! Одна наша газета писала: «По имеющейся информации оба брата, 19-летний Джохар и 26-летний Тамерлан, чеченцы. Их родители уехали из Чечни в начале 90-х, а Тамерлан скорее всего родился в Киргизии. В 2001 году семья Царнаевых выехала из Киргизии в Дагестан».
Читайте также: Что меняют бостонские теракты для Путина
О каких чеченцах мы тут говорим? Господа, эти ребята или, как их можно тоже назвать, террористы, не имеют ничего общего с Чечней. Раз Тамерлан родился в Киргизии, то, может быть, используя принцип «jus soli», его можно назвать киргизцем? Если нет, то они оба жили в Дагестане, но Дагестан - это тоже не Чечня. Если они заинтересовались бомбами/взрывами, то это не могло случиться в Чечне по банальной причине: братья могли там никогда не бывать. Точно одно: это произошло не потому, что они были чеченцами, или что их родители были оттуда родом.
Польская и российская пресса слишком часто отождествляет Чечню с преступностью. Если в московском метро происходит теракт, а камеры наблюдения регистрируют смуглого темноволосого мужчину то и наши, и московские СМИ сразу говорят, что террористы были чеченцами. А ведь стоит, и даже необходимо, помнить, что это не единственная республика РФ, которой не нравится власть Москвы. Пресса, политика и граждане западных стран забывают, что в настоящий момент гораздо более неспокойная обстановка складывается в Ингушетии и в первую очередь в Дагестане.
И если уж указывать на республику, повлиявшую на становление молодых террористов, то следует назвать Дагестан, а не Чечню, обстановка в которой после второй чеченской войны из года в год становится все спокойнее. Можно говорить о том, что при Рамзане Кадырове продолжают пропадать люди, продолжаются преследования оппозиция, однако следует признать, что Грозный встает из руин, строятся новые школы, дороги, мечети. В Чечне произошла исламизация, но это не означает, что она превратилась в фабрику по производству террористов.
Также по теме: Теракт в Бостоне изменил Америку
Бои за независимость утихли и сводятся сейчас к отдельным атакам, которые в отличие от первой чеченской войны не могут привести к независимости. Между тем, появилась гораздо более опасная идея, и, видимо, ей следовали братья Царнаевы: концепция Кавказского эмирата. Но если мы хотим судить их через эту призму, то не будем называть их чеченцами, потому что это борьба не за свободную Чечню, а за объединение мусульман Кавказа в едином государстве. Кроме того, подрыв бомбы в США имеет мало общего с борьбой за свободный Кавказ.
Печально, что американские СМИ так быстро провозгласили, что террористами были чеченцы. Печально, что они последовали путем России, приписывающей любое зло этой нации. Печально, что американцы, которые во время первой чеченской войны симпатизировали этому маленькому народу, так легко позволили сделать из соотечественников Масхадова и Закаева мишень для травли и проклятий. Хочется надеяться, что где-то на «горячей линии» не состоялся торг «Чечня за Иран» или «Чечня за Сирию», потому что США уже однажды пожертвовали Республикой Ичкерия во имя борьбы с мировым терроризмом, допустив развязывание второй чеченской войны. Третья могла бы означать уничтожение целого народа.
Как удивляться появлению в Польше чеченских гетто и неприязненному отношению населения к беженцам, раз польская пресса муссирует новости о том, что за терактами в Бостоне стоят чеченцы?..
Лукаш Пискож — студент кафедры международных отношений факультета политологии и журналистики университета г.Познань.