Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российский закон об иностранных агентах подвергает опасности демократию

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Социологи, проводящие опросы общественного мнения, и независимые наблюдатели за выборами находятся среди тех десятков неправительственных организаций, что попались в силки закона, угрожающего заткнуть им рты. Этот закон требует, чтобы неправительственные организации, получающие деньги из-за рубежа, регистрировались в качестве иностранных агентов, если они занимаются политической деятельностью.

Москва – Вернувшись год назад на пост президента, Владимир Путин начал методично устранять вызовы своей власти, в связи с чем множеству его оппонентов предъявлены обвинения в совершении уголовных преступлений, из-за которых они оказались в суде или в следственном изоляторе. Сейчас, говорят критики Путина, он нацелился на многочисленные общественные организации, ведя против них наступление, которое может на долгие годы помешать усилиям по строительству демократии.

Социологи, проводящие опросы общественного мнения, и независимые наблюдатели за выборами находятся среди тех десятков неправительственных организаций, что попались в силки путинского закона, угрожающего заткнуть им рты. Этот закон требует, чтобы неправительственные организации, получающие деньги из-за рубежа, регистрировались в качестве иностранных агентов, если они занимаются политической деятельностью. Но у этого термина настолько свободное толкование, что получается, будто политической деятельностью занимаются любители птиц, защищающие редких журавлей, а также родители, помогающие детям с муковисцидозом (костный фиброз).

Жертвы нового закона называют его полномасштабным наступлением на возникающее в России гражданское общество, потому что  некоммерческим организациям грозят не только штрафы, но и закрытие. Один из критиков Путина, бывший думский депутат Владимир Рыжков, который ведет рубрику в Moscow Times, назвал закон «гигантской спецоперацией … по ликвидации всех независимых НКО».

Читайте также: Очень плохое решение российского правительства ударить по «Левада-Центру»

Эти организации, число и охват которых постепенно растет, создают фундамент, необходимый для строительства демократических институтов, говорит научный сотрудник Института американского предпринимательства (American Enterprise Institute) из Вашингтона Леон Арон (Leon Aron). В 2011 году Арон проехал от Владивостока на востоке России до Калининграда на западе, изучая различные общественные движения, возникающие и работающие на местах. Он встретил усиливающееся понимание гражданственности и рост индивидуальной инициативы.

«Чтобы уцелеть в ближайшей перспективе, режим разрушает основы модернизации, - рассказал Арон в интервью по телефону. – На мой взгляд, это самая большая трагедия из всего происходящего».

Логотип «Левада-центра»


В работе «A Quest for Democratic Citizenship» (В поисках демократической гражданственности), написанной по результатам исследования, Арон утверждает, что Соединенные Штаты очень заинтересованы в развитом и активном гражданском обществе в России, потому что такое общество обладает потенциалом для достижения устойчивой демократии.

«Свободная, процветающая и демократическая Россия, примирившаяся, наконец, со своим народом, со своими соседями и с миром в целом, - это одна из самых важных геостратегических целей Соединенных Штатов Америки», - написал он.

Также по теме: Всего загод Путин заткнул рот оппозиции

В перекрестье прицела - наблюдатели за выборами


Наиболее активно власти преследуют ассоциацию «Голос» - единственную в стране независимую организацию по наблюдению за выборами. Она была основана в 2000 году, и ей все это время помогали американские организации, включая Национальный фонд за демократию (National Endowment for Democracy) и Национальный демократический институт (National Democratic Institute).

Задокументированные «Голосом» в декабре 2011 года нарушения на выборах способствовали возникновению волны демонстраций против Путина, который обвинил тогдашнего госсекретаря Хиллари Клинтон в том, что это она подала протестующим сигнал выходить на улицы.

Официальные предупреждения получают и другие организации, но «Голос» был оштрафован, а теперь ждет закрытия. Ассоциация была оштрафована на 10000 долларов, а ее директор Лилия Шибанова - на 3000 долларов, хотя «Голос» прекратил принимать деньги из-за границы, когда закон вступил в ноябре в силу, и вопреки его утверждениям о том, что работа организации не носит политический характер.

Министр юстиции Александр Коновалов заявил, что обратится в суд с просьбой закрыть «Голос», если ассоциация не зарегистрируется в качестве  иностранного агента. Одно региональное отделение «Голоса» также привлечено к суду, но решение о штрафе за отказ регистрироваться в качестве  иностранного агента по нему пока не вынесено.

Однако организации «Голоса» на местах продолжают работать, хотя им пришлось переезжать на новое место уже в третий раз за полтора года. Очередной арендодатель подвергся давлению и был недавно вынужден отказать им в аренде офисных помещений.

Также по теме: Российские прокуроры ищут «иностранных агентов» среди НКО


«Наша цель на следующий год, – говорит директор региональной ассоциации «Голоса» Роман Удот, – выжить». 

Сидя в маленьком московском кабинете, где стоят четыре стола и лежат нераспакованные коробки, Удот излучает жизнерадостность и решимость. «Если придется, мы будем встречаться в кафе», - говорит он.

Прокуратура обвинила «Голос» в получении иностранных денег после того, как ему в ноябре присудила премию одна правозащитная организация из Норвегии, хотя «Голос» принимать премиальные отказался.

Полиция проводит обыск у блогера Алексея Навального


«Я молюсь, чтобы нам не вручили новый приз», - говорит Удот.

«Голос» собирает волонтеров со всей страны, чтобы те предоставляли информацию о выборах. На одной из видеозаписей, размещенной на вебсайте ассоциации, показана сотрудница избирательного округа, вынимающая из своей шали пачку бюллетеней и вбрасывающая их в урну для голосования. Позднее избирательная комиссия наградила этот округ за отличное проведение выборов.

По словам Удота, «Голос» не намерен регистрироваться в качестве  иностранного агента. «Это абсолютное безумие, - говорит он. – Власти хотят, чтобы мы пришли к ним и сказали, что являемся чем-то, чем на самом деле мы не являемся».

Тем не менее,  повторные нарушения чреваты тюремным заключением на срок до двух лет. А когда министр юстиции, говоря о закрытии «Голоса», использует слово «ликвидировать», это вызывает у Удота отвращение. «Это слово из сталинских времен, - говорит он. – Когда люди исчезали. Слышать такое довольно неприятно.

Читайте также: Россия злит партнеров

Важная возможность 

Как сообщает Human Rights Watch, по новому закону проверки проводятся в сотнях некоммерческих организаций по всей стране. Среди них  - НКО «Помощь больным муковисцидозом», находящаяся в Истре; Муравьевский парк устойчивого природопользования на Дальнем Востоке, где гнездятся редкие журавли; правозащитное общество «Мемориал», а также московское отделение Transparency International и социологическая организация Левада-Центр. Официальные предупреждения получили более 50-ти организаций.

Когда Левада-Центр, предоставляющий данные независимых опросов общественного мнения, заявил, что центр скорее закроется, чем станет регистрироваться в качестве  иностранного агента, американский посол Майкл Макфол выразил ему свою поддержку в Твиттере: «С середины 80-х команда @levada_ru ведет социологические исследования – двигатель науки».

Среди тех, кому предложено зарегистрироваться, «Байкальская экологическая волна», которую изучал Арон в ходе своих исследований. Организация была сформирована в 1990 году для того, чтобы помешать целлюлозно-бумажному комбинату загрязнять это самое глубокое в мире озеро, содержащее 20 процентов мировых запасов пресной воды. «Они не просто пытаются сохранить это сокровище, - отмечает Арон, - но и помогают переучивать работников и ищут чистые производства».

Если такие организации исчезнут, говорит Арон, власти потеряют возможность для поддержания конструктивных отношений со своими гражданами.

«Наступает нечто бессмысленное и деструктивное, - сказал он. – Гражданское общество - это школа демократии».