Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во всех этих инцидентах остается много вопросов. Контрабандная партия мяса из Испании, спрятанного за польской свининой компании Wierzejki, была обнаружена в грузовике из Латвии во время таможенной проверки в Белоруссии. Польский производитель утверждает, что он не только не перевозил, но никогда не покупал товаров этой испанской фирмы.

Российские чиновники уже целую неделю предъявляют претензии к качеству польских продовольственных товаров и к польским поставщикам. Собирается ли Москва использовать против Варшавы свое излюбленное оружие — эмбарго на пищевую продукцию?

Сначала под удар попала польская свинина. В середине прошлой недели российская Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору сообщила об ужесточении контроля всех партий свинины, поставляемых из Польши. «Теперь вся поступающая из Польши свинина — и охлажденная, и замороженная — будет тщательно досматриваться», — заявил руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт популярной газете «Московский комсомолец». Такое решение россияне объясняли выявленными попытками контрабанды испанского мяса, спрятанного за палетами с польской свининой.

Четыре дня спустя россияне усомнились в качестве польских овощей и фруктов. «По оценкам Россельхознадзора, основная масса некачественной плодоовощной продукции поступает в Россию из Польши», — писала официальная «Российская газета». «С начала года в шести тысячах тоннах импортной плодовоовощной продукции обнаружены нитраты и пестициды, около четырех тысяч тонн поступили именно из Польши», говорилось в публикации.

На таможенно-пропускном пункте на границе с Белоруссией


В качестве примера некачественных продуктов газета не указала конкретных партий фруктов или овощей с повышенным содержанием нитратов, а упомянула только недавнюю ситуацию с якобы зараженной желудочно-кишечным вирусом замороженной малиной, 17 тонн которой ввезла в Петербург компания Oerlemans.

Читайте также: Напряженность в торговых отношениях Украины с Россией обостряется

Потом досталось сырам. Управление Россельхознадзора по Калининградской области заявило, что собирается вернуть польской фирме Polmlek 12 тонн сыра ее производства, на которых были обнаружены этикетки двух других польских предприятий, не имеющих разрешений на поставки в Россию. В данном случае российские контролеры не предъявили прямых претензий к качеству сыра из Польши, а указали на формальные нарушения импорта, фактически обвинив польского поставщика в контрабанде продуктов других компаний.

Война в СМИ

Во всех этих инцидентах остается много вопросов. Контрабандная партия мяса из Испании, спрятанного за польской свининой компании Wierzejki, была обнаружена в грузовике из Латвии во время таможенной проверки в Белоруссии. Польский производитель утверждает, что он не только не перевозил, но никогда не покупал товаров этой испанской фирмы. Представители компании Wierzejki утверждают, что они загрузили в оплаченный российским покупателем латвийский грузовик исключительно партию предназначенной на экспорт свинины. «Товар был подменен уже в пути», — заявил директор польского предприятия Ян Здановский (Jan Zdanowski).

Кроме того польская сторона не могла дать ответ на выдвинутые в «Московском комсомольце» обвинения, поскольку российские санитарные службы до сих пор не передали нам партию подозрительного мяса и везшую его фуру. Без них невозможно проверить, не вскрывалась ли, например, машина после того, как покинула завод. В свою очередь, Россельхознадзор, заявив об усилении контроля польского мяса, не подал на этот счет официального уведомления.

Аналогичные вопросы появляются относительно зараженной малины. В петербургские магазины она попала с голландских предприятий, и именно там российские проверяющие якобы обнаружили опасные бактерии. О претензиях россиян к польским сырам поляки узнали лишь на сайте Россельхознадзора. Неудивительно, что министр сельского хозяйства Станислав Калемба (Stanisław Kalemba) и польская санитарно-ветеринарная служба воздерживаются от комментирования этих остающихся неясными инцидентов. В свою очередь, российская сторона использует их для развязывания в СМИ кампании против польских продуктов и польских контролирующих органов. «Это подрывает наши отношения с польской ветеринарной службой, которые последние годы складывались очень рационально», — комментировал попытку контрабанды испанского мяса Сергей Данверт. Остается вопросом, не служат ли такие медиаудары для подготовки общественного мнения перед ограничением импорта продовольственной продукции из Польши.

Презентация нового пректа упрощенного таможенного оформления товаров, ввозимых из Турецкой Республики, во Внуковской таможне


Также по теме: Польские продукты - путь на восток

Пищевое оружие

Россия регулярно использует введение эмбарго на импорт пищевых продуктов в качестве наказания государств, с которыми она находится в состоянии конфликта. Самый свежий пример — Белоруссия, где был задержан глава российского концерна «Уралкалий», которого Минск обвинил в попытках вытеснить белорусские калийные компании с мирового рынка поставок. В защиту бизнесмена выступили российские политики, и спустя два дня после задержания заместитель министра экономического развития Андрей Клепач заговорил о возможности наложения на Белоруссию санкций, а глава российской санитарной службы Геннадий Онищенко высказал публичные претензии по поводу качества белорусской молочной продукции — масла и творога. Еще через два дня Россия ввела запрет на импорт белорусских свиней и свинины, объясняя этот шаг распространением в республике африканской свиной чумы.

Россия уже вводила эмбарго на польские товары. Когда осенью 2005 года премьер Казимеж Марцинкевич (Kazimierz Marcinkiewicz) формировал первое правительство партии «Право и Справедливость» (PiS), Москва ввела запрет на импорт польского мяса, под предлогом того, что польские поставщики везут контрабандой мясо из США. Позже запрет был распространен на поставки растительной продукции. Какова подоплека нынешних инцидентов, пока неизвестно. Возможно, кампания против польского продовольствия нацелена на ослабление позиции Варшавы в контексте планов ассоциации Украины с ЕС. Россия уже ввела санкции против Киева: в середине августа российская таможня начала с особой тщательностью проверять украинские товары, заблокировав их на границе.

Болезненный, но не смертельный удар


Гипотетическое эмбарго было бы болезненным, но все же не смертельным ударом по польскому экспорту на восток. В первом полугодии 2013 года экспорт из Польши в Россию вырос на 12,8% и составил 3,9 миллиарда евро, тогда как объем импорта российских товаров в Польшу сократился на 12,4 % (до 9,5 миллиарда евро). Падение было вызвано в первую очередь снижением мировых цен на нефть и газ, которые Варшава в основном покупает у россиян.

С другой стороны, польские компании агропродовольственного сектора лишь начинают восстанавливать свою позицию на российском рынке. По данным Министерства финансов объем экспорта польской свинины в Россию почти удваивался ежегодно: в 2011 году он составлял 23,1 миллиона евро, в 2012 — 43,5, а в первом полугодии 2013 года Польша продала россиянам свинины уже на 33,1 миллиона евро.