Они не рассчитывают захватить Кремль или получить места в правительстве страны. Однако на этих выходных российская оппозиция – притесняемая, раздробленная, гонимая и вычеркнутая из политической жизни - сможет бросить власти самый серьезный вызов на выборах с тех пор, как Путин 13 лет назад пришел к власти.
Три открыто противостоящих Кремлю кандидата, включая ненавистного правящей партии Алексея Навального, неожиданно оказались в необычной ситуации: они присутствуют в избирательных бюллетенях, ведут агитацию и получают достаточно поддержки, чтобы стало понятно – антипатия к Путину и его партии власти по-прежнему сильна, по крайней мере, в российских городах.
Навальный, освобожденный в июле до рассмотрения апелляции после похожего на фарс суда, на котором его приговорили к пяти годам лишения свободы, претендует на пост московского мэра, а изгнанный из парламента депутат-оппозиционер Геннадий Гудков борется за пост губернатора Московской области. На тысячу миль восточнее Евгений Ройзман, борец с наркотиками, бывший парламентарий, поэт и чемпион по внедорожным гонкам, бросил вызов губернаторскому протеже и хочет стать мэром Екатеринбурга. Возможно, из всех трех у него самые большие шансы.
Это нельзя назвать весной демократии. Кандидаты от правящей партии, имеющие доступ к финансовым и административным рычагам, включая возможность использовать контролируемое государством телевидение, сохраняют преимущество практически повсюду, где в воскресенье пройдет голосование.
«Это – не честные выборы, - заявил на прошлой неделе на встрече с иностранной прессой Навальный, сделавший себе имя как лидер уличных протестов и борец с коррупцией. – Конкурентные, но не честные».
Штаб Навального планирует мобилизовать 11 000 наблюдателей, чтобы попытаться предотвратить ожидаемые им в воскресенье вбросы бюллетеней. На вопрос о том, что он будет делать, если победит действующий мэр Сергей Собянин, Навальный ответил, что ни он, ни его сторонники «не будут молчать».
«Я не планирую Оранжевую революцию, но и не планирую поздравлять Собянина», заявил он.
При этом если Навальный получит миллион голосов – то есть голоса примерно 20% электората – это укрепит слабеющее российское оппозиционное движение и продемонстрирует, что в столице возможны «сравнительно честные» выборы, говорит известный политический аналитик Дмитрий Орешкин. Независимый августовский опрос продемонстрировал, что Навального поддерживают 18% определившихся избирателей.
«Это разрушит нарратив о маргинальности оппозиции… Это будет скандалом, это будет означать, что Москва не любит режим», - заявил Орешкин.
По мнению Гудкова, сам факт того, что кандидатам от уличной оппозиции позволили участвовать в выборах, указывает на новую тенденцию к усилению соревновательности. «Режим вынужден был пойти на компромиссы, на которые раньше не шел. Им пришлось не снимать нас с выборов в Москве и Подмосковье», - заявил он Guardian.
При этом, если Ройзман победит в Екатеринбурге, это будет означать, что политическое «обновление» возможно за пределами сравнительно прогрессивной Москвы, считает Орешкин.
«Если он получит не меньше 30% голосов, Екатеринбург окажется окажется первым региональным городом с миллионным населением, в котором может существовать политический тяжеловес, не включенный полностью в систему, не полностью подчиненный режиму», - говорит он.
В 2004 году Путин начал сворачивать российскую демократию, отменив выборы мэров в Москве и в Петербурге – и в принципе выборность губернаторов во всех 89 регионах России. Однако в прошлом году занимавший в то время пост-президента Дмитрий Медведев восстановил региональные выборы, что было воспринято как уступка массовому протестному движению 2011-2012 годов.
В июне исполняющий обязанности мэра Собянин назначил досрочные выборы и помог Навальному стать кандидатом. Как считается, он пытался таким образом обрести легитимность и повысить свой политический статус, победив лидера оппозиции.
Между тем в других местах другим оппозиционным кандидатам не позволяют баллотироваться. На шести остальных назначенных на воскресенье губернаторских выборах и на 16 выборах в региональные законодательные собрания все участники не представляют реальной угрозы – ни риторической, ни электоральной - поддерживаемым Кремлем кандидатам.
И перед Гудковым, и перед Навальным, и перед Ройзманом стоят серьезные препятствия, мешающие как победить, так и занять пост в случае победы. Недавнее исследование государственной социологической службы обещает Гудкову лишь 5,5% голосов Московской области. Большинство экспертов считает, что у него недостаточно времени (досрочные выборы были объявлены лишь в июне) и ресурсов, чтобы противостоять поддерживаемому Кремлем исполняющему обязанности губернатора.
В свою очередь, и Навальный, и Ройзман конфликтуют с российской системой правосудия, которая печально известна своей политизированностью.
Навальный смог участвовать в выборах лишь после того, как его неожиданно освободили до рассмотрения апелляции. Суд приговорил его к пяти годам колонии за хищение. В отношении Ройзмана ведутся уголовные расследования в связи с его спорными методами борьбы с наркоманией и предполагаемыми связями с организованной преступностью.
Недавнее заявление налоговых органов Черногории о том, что Навальный в 2007 году зарегистрировал в этой стране фирму, усилило нападки критиков, утверждающих, что Навальный сам, возможно, не чужд некоторых из тех коррупционных практик, с которыми борется. Путин также указал на это в своем интервью, данном на этой неделе Associated Press и контролируемому государством Первому каналу.
«Это не тот случай, когда просто оппозиционера хватают за то, что он власть ругает, там есть, над чем подумать и о чем поговорить и суду, и правоохранительным органам в целом», - заявил Путин, как обычно, не называя имени Навального.
Навального также критикуют за его откровенно националистические взгляды и за его неолиберальную экономическую программу. Некоторые даже считают его кремлевским проектом, нацеленным на создание новой лояльной оппозиции.
Тем не менее, Навальный уже изменил российскую политику своей новаторской кампанией, в которую он вернул многие черты западных выборов: хорошо организованное волонтерское участие, частые встречи с избирателями и даже ужины для сбора средств на высоком уровне (Навальный недавно представил инвестиционным банкирам свои экономические идеи на ужине стоимостью 150 фунтов с человека в московском отеле Ritz Carlton). Его агрессивная уличная кампания, каких здесь на крупных выборах не было с середины 1990-х годов, заставила его противников также начать встречаться с избирателями. Характерно, что Собянин недавно тоже встретился с избирателями на станции метро (так в тексте, - прим. перев.) на южной окраине Москвы. Причем начал он разговор с мер, которые он принимает для борьбы с коррупцией. По-видимому, такое начало стало реакцией на часто звучащие со стороны Навального обвинения.
Вдобавок почти 200 бизнесменов, многие из которых интернет-предприниматели, в открытую поддержали Навального, подписав с ним «социальный контракт». Стоит отметить, что российский бизнес с тех пор, как в 2003 году был арестован бывший олигарх Михаил Ходорковский, склонен избегать публичной политики.
В ходе своих постоянных встреч с избирателями Навальный, работающий в ходе кампании по крайне суровому графику, красноречиво увязывает повседневные проблемы москвичей с широкомасштабной коррупцией. В своей недавней речи перед небольшой толпой горожан на северной окраине Москвы Навальный зачитал длинный список проблем с тарифами на коммунальные услуги, здравоохранением, образованием и дорожным движением и объяснил, что каждая из них связана с определенными аспектами шокирующей коррупционной статистики, которая давно служит его визитной карточкой. Он также не скрывал своего «умеренного национализма» и высказался за сильное снижение иммиграции.
«Он - историческая личность, - заявил после встречи пенсионер Борис Морозов. - Все уже решено (на этих выборах), но эта встреча, по крайней мере, немного откроет людям глаза на происходящее».