Сохранявшаяся в России на протяжении десяти лет жесткая хватка «управляемой демократии» сломлена. Даже если судить по спорным официальным результатам голосования, российская оппозиция в ходе воскресных региональных выборов добилась выдающихся успехов. На первых с 2003 года выборах мэра в Москве борец с коррупцией и блогер Алексей Навальный пришел вторым, набрав 27% голосов. В четвертом по величине российском городе Екатеринбурге победу одержал активист и борец с наркотиками Евгений Ройзман, набравший 33%.
Кремль позволил двум громким и откровенными критикам, не входящим в контролируемую политическую «систему» России, принять участие в выборах, и такая весьма рискованная игра принесла ему успех в некоторых отношениях. Ни один из оппозиционных кандидатов не набрал 50 % голосов. В политической столице России, где в 2011 году после выборов состоялись основные демонстрации протеста, пользующийся поддержкой Кремля кандидат Сергей Собянин все равно одержал верх над самой яркой звездой оппозиции. А низкая явка привела к увеличению доли голосов, отданных за Навального.
Но во многих отношениях такая рискованная игра имела весьма неприятные последствия. Собянин обладал всеми преимуществами действующего градоначальника, имея доступ к «административному ресурсу», такому как влияние на правоохранительные органы и средства массовой информации. И тем не менее, процент его поддержки в ходе предвыборной кампании постоянно уменьшался. Согласно официальным результатам, он получил всего на один процент больше половины голосов, которая необходима для того, чтобы не было второго тура.
Читайте также: Российская оппозиция в предверии местных выборов
Когда два месяца тому назад началась избирательная кампания, поддержка Навальному составляла менее 10%. Свою кампанию он проводил в период, когда москвичи разъехались в летние отпуска. У него, как и у Ройзмана, не было доступа к основным широковещательными СМИ, и его постоянно преследовали и запугивали. Более того, два месяца тому назад Навального по надуманным обвинениям приговорили к пяти годам лишения свободы, и освободили лишь после того, как он подал апелляцию. Теперь в связи с результатами выборов властям будет гораздо сложнее отправить его за решетку.
Два этих человека показали, что харизматичные кандидаты с заслуживающими доверия программами, проводя настоящую предвыборную кампанию, способны преодолеть препятствия и набрать значительное количество голосов. «Несистемную» оппозицию нельзя больше сбрасывать со счетов, считая неважной и несущественной – хотя в воздухе по-прежнему витают весьма тревожные вопросы, касающиеся националистических наклонностей Навального и методов антинаркотической работы Ройзмана, приковывавшего наркоманов к кроватям.
Выборы также показали, какой большой путь проделала оппозиция, ставшая настоящей и вполне реальной альтернативой власти, получившая широкую поддержку и продвинувшая Россию в направлении подлинной демократии. Теперь ей следует объединиться и отказаться от внутренней грызни, которая по-прежнему давала о себе знать в понедельник, когда кое-кто делал язвительные замечания по поводу результатов Навального. Она должна действовать более организованно, и ей необходимо выработать убедительную программу.
Но даже теперь гонка в Москве может продолжиться. В понедельник вечером тысячи людей вышли на демонстрацию после того, как были обнародованы некоторые результаты экзит-полов, а наблюдатели за выборами заявили, что Собянин набрал менее 50%. Навальный выдвинул на первый план нарушения и потребовал пересчета голосов. Поскольку вопросы остаются, такой пересчет должен быть проведен. Кроме того, следует тщательно изучить видеозаписи с избирательных участков. Если обнаружится, что действующий мэр на самом деле набрал меньше 50%, надо будет провести второй тур. И за этим состязанием стоит понаблюдать.