Нью-Йорк — Американскую политику можно назвать пресной по сравнению с российской. Президент США не получает ко дню рождения от американских студенток календарей с их полуобнаженными фотографиями. И перед выборами 2012-го года никто в США не распространял в Интернете видеороликов, в которых полногрудые красотки разрывали бы на себе футболки и спрашивали зрителей: «А что ты готова сделать для своего президента?»
Российскому президенту, как известно, «повезло» больше – такие подарки в виде календарей и видеороликов с полуобнаженными красотками он получает и приветствует. И это, по мнению американского профессора Валери Сперлинг, специалиста по гендерным вопросам, является составной частью его власти: президент России должен быть не только самым влиятельным политическим деятелем – он должен быть еще и самым желанным мужчиной. Обожание представительниц противоположного пола, предпочтительно молодых и не совсем одетых, укрепляет его публичный образ, а заодно – его власть и его политическую легитимность.
Так считают американские эксперты, которые рассказали о своих исследованиях гендерных вопросов и отношений полов в России в последние годы. Обсуждение состоялось в Институте Гарримана в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Валери Сперлинг (Valery Sperling), профессор-политолог из Университета Кларк в штате Массачусется, попыталась ответить на вопрос, почему современная российская власть поддерживает гендерные стереотипы и поощряет гомофобные настроения в обществе. А Джанет Джонсон (Janet Johnson), пофессор-политолог из Колледжа Бруклина, рассказала о том, на какой стадии сегодня находится «женское», феминистическое движение в России, и как работа многих НКО, занимающихся гендерными вопросами, сузилась из-за закона об «иностранных агентах».
Президент России как идеальный мужчина
«Люди Путина, которые занимаются его пиаром, в последние 10 лет пытались показывать Путина как мачо, эдакого идеального мужчину-гетеросексуала, – считает Валери Сперлинг. – Таким образом они хотели усилить его имидж. Но это может сработать только на предполагаемом контрасте с тем, что «мачо» не является – то есть с женственностью. В этом смысле сексизм и гомофобия в России имеют общие корни – отношение к женщинам и отношение к геям держится на мужском шовинизме, на идее, что женственность и женские качества стоят ниже мужских в иерархии власти и в патриархальном обществе, каким является Россия».
Валери Сперлинг привела множество примеров того, как мачо-власть использует «женственность» как оружие.
Полуобнаженные студентки на подарочных календарях, которые провозглашают: «Леса потушили, а я все горю», имея в виду свои чувства к президенту Путину. Видеоролики, на которых девушки срывают с себя футболки «за президента» – причем в продолжение самих роликов, еще до волнующего финала, несколько раз крупным планом показывают их привлекательные формы.
Для продвижения отечественной автоиндустрии полуобнаженные девушки моют машину российского производства, в которой сидит Владимир Путин. А для продвижения запрета на распитие алкогольных напитков в общественных местах девушки вместо пива предлагают стриптиз.
Президент России и сам не отказывается от аллюзий сексуального характера – белые ленточки оппозиционеров он называет «презервативами». А член правящей партии Кирилл Щитов предполагает, что оппозиция не настолько популярна в народе, как партия «Единая Россиия», именно потому, что оппозиционеры, мол, не так сексуально привлекательны, как единороссы.
Эта политическая тактика работает – президент действительно популярен среди женщин. По опросам населения десятилетней давности, 70 процентов россиянок считали Владимира Путина самым сексуальным мужчиной страны. А в прошлом году, по результатам еще одного опроса, 20 процентов россиянок готовы были выйти за него замуж.
Впрочем, и оппозиция часто использует те же гендерные приемы и стереотипы. Сторонницы национал-большевика Эдуарда Лимонова появляются в своем собственном видеоролике – у них тоже высокая грудь и длинные ноги, а еще они расстреливают деревянные фигурки медведей – в надежде на «нормального» президента. Когда оппозиционера Бориса Немцова арестовывают после беспорядков в Москве, кто-то распускает слух, что он в тюрьме подвергся сесуальному насилию – или что он сам на него согласился...То есть оказался недостаточно «мужчиной». А Немцов после освобождения называет своих обидчиков «петухами».
Когда на художественной выставке в Музее власти в Санкт-Петербурге показывают картины Константина Алтунина с изображением Путина и Медведева как влюбленной пары в нижнем белье, картины с выставки конфискуют и называют их «экстремизмом». Власть не допускает нападок на свою «мужественность».
Женщины-активисты в патриархальном обществе
Джанет Джонсон рассказала о «женском» движении в России и привела несколько имен женщин-активистов и названий НКО, занимающихся этой проблемой.
По мнению Джонсон, Евгения Чирикова, борющаяся за Химкинский лес, являет собой яркий пример женского социально-политического активизма. По словам эксперта, спонсируемые российским государством НКО, занимающиеся «женскими» вопросами, продолжают сужать свою деятельность, равно как и группы, получающие финансирование из негосударственных источников. Среди последних Джонсон отметила НКО «АННА» в Москве и «Александра» в Санкт-Петербурге.
В «женском» движении в России существует еще один тренд – женщины, публично поддерживающие власть, – такие, как группа «Отличницы». Они носят белые одежды и варят варенье для президента страны.
Джанет Джонсон считает, что панк-группа Pussy Riot является ярким и редким в России примером радикального феминизма, зародившегося не по заказу властей, а спонтанно, «из народа».
«Девушки из этой группы реагируют на действия режима, в основе которых лежат мужской шовинизм, гомофобия и использование секса для укрепления власти, – считает профессор Джонсон. – И, может быть, в шовинистическом обществе это единственное, что можно делать. Владимир Путин не становится моложе. И когда девушки из Pussy Riot в своих песнях издеваются над «мужественностью» Путина, они издеваются над самим режимом. И это открыло дорогу к протестам в 2012 и 2013 годах».
Стереотипы: мужественные мужчины и женственные женщины
О чем же говорят все эти примеры – эти стереотипы, эти жесткие и абсолютные противопоставления мужественности и женственности в России? Как они характеризуют отношения полов и гендерное сознание?
«Это говорит о том, что идея гендерного равенства и того, что гендерные роли могут меняться, в России не является такой распространенной, как в США, – считает Валери Сперлинг. – В России мало кто понимает, что гендер, пол, а также роли в обществе, которые приписываются мужчинам и женщинам, – это понятия сконструированные. На Западе распространена мысль о том, что принадлежность к тому или иному гендеру может быть подвижной – нужно о гендере спросить самого человека – как он сам себя ощущает. Люди могут выглядеть так, а ощущать себя совершенно по-иному. В России гендерная принадлежность – намного более жесткая и менее подвижная, чем на Западе».
Почему же в России принимаются законы, запрещающие публично говорить о себе целой группе людей – представителям ЛГБТ-сообщества? Почему эти законы выгодны власти?
«Любой политический режим правит на основе сочетания принуждения и легитимности, – сказала Валери Сперлинг. – Чем более демократичен режим, тем больше у него легитимности, и тем меньше принуждения ему нужно использовать в обществе. Но авторитарные режимы – такие, как российский, тоже стремятся к легитимности. И они сделали ЛГБТ-сообщество своей мишенью, потому что таким образом могут легко заработать политические очки. Население России склонно к гомофобии, и через преследование гомосексуалов можно прибрести еще большую популярность».