Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Президент Путин как идеальный мужчина

Как Кремль использует гендерные стереотипы для укрепления власти

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американскую политику можно назвать пресной по сравнению с российской. Президент США не получает ко дню рождения от американских студенток календарей с их полуобнаженными фотографиями. И перед выборами 2012-го года никто в США не распространял в Интернете видеороликов, в которых полногрудые красотки разрывали бы на себе футболки и спрашивали зрителей: «А что ты готова сделать для своего президента?»

Нью-Йорк — Американскую политику можно назвать пресной по сравнению с российской. Президент США не получает ко дню рождения от американских студенток календарей с их полуобнаженными фотографиями. И перед выборами 2012-го года никто в США не распространял в Интернете видеороликов, в которых полногрудые красотки разрывали бы на себе футболки и спрашивали зрителей: «А что ты готова сделать для своего президента?»

Российскому президенту, как известно, «повезло» больше – такие подарки в виде календарей и видеороликов с полуобнаженными красотками он получает и приветствует. И это, по мнению американского профессора Валери Сперлинг, специалиста по гендерным вопросам, является составной частью его власти: президент России должен быть не только самым влиятельным политическим деятелем – он должен быть еще и самым желанным мужчиной. Обожание представительниц противоположного пола, предпочтительно молодых и не совсем одетых, укрепляет его публичный образ, а заодно – его власть и его политическую легитимность.

Так считают американские эксперты, которые рассказали о своих исследованиях гендерных вопросов и отношений полов в России в последние годы. Обсуждение состоялось в Институте Гарримана в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Валери Сперлинг (Valery Sperling), профессор-политолог из Университета Кларк в штате Массачусется, попыталась ответить на вопрос, почему современная российская власть поддерживает гендерные стереотипы и поощряет гомофобные настроения в обществе. А Джанет Джонсон (Janet Johnson), пофессор-политолог из Колледжа Бруклина, рассказала о том, на какой стадии сегодня находится «женское», феминистическое движение в России, и как работа многих НКО, занимающихся гендерными вопросами, сузилась из-за закона об «иностранных агентах».

Президент России как идеальный мужчина

«Люди Путина, которые занимаются его пиаром, в последние 10 лет пытались показывать Путина как мачо, эдакого идеального мужчину-гетеросексуала, – считает Валери Сперлинг. – Таким образом они хотели усилить его имидж. Но это может сработать только на предполагаемом контрасте с тем, что «мачо» не является – то есть с женственностью. В этом смысле сексизм и гомофобия в России имеют общие корни – отношение к женщинам и отношение к геям держится на мужском шовинизме, на идее, что женственность и женские качества стоят ниже мужских в иерархии власти и в патриархальном обществе, каким является Россия».

Валери Сперлинг привела множество примеров того, как мачо-власть использует «женственность» как оружие.

Полуобнаженные студентки на подарочных календарях, которые провозглашают: «Леса потушили, а я все горю», имея в виду свои чувства к президенту Путину. Видеоролики, на которых девушки срывают с себя футболки «за президента» – причем в продолжение самих роликов, еще до волнующего финала, несколько раз крупным планом показывают их привлекательные формы.

Для продвижения отечественной автоиндустрии полуобнаженные девушки моют машину российского производства, в которой сидит Владимир Путин. А для продвижения запрета на распитие алкогольных напитков в общественных местах девушки вместо пива предлагают стриптиз.

Президент России и сам не отказывается от аллюзий сексуального характера – белые ленточки оппозиционеров он называет «презервативами». А член правящей партии Кирилл Щитов предполагает, что оппозиция не настолько популярна в народе, как партия «Единая Россиия», именно потому, что оппозиционеры, мол, не так сексуально привлекательны, как единороссы.

Эта политическая тактика работает – президент действительно популярен среди женщин. По опросам населения десятилетней давности, 70 процентов россиянок считали Владимира Путина самым сексуальным мужчиной страны. А в прошлом году, по результатам еще одного опроса, 20 процентов россиянок готовы были выйти за него замуж.

Впрочем, и оппозиция часто использует те же гендерные приемы и стереотипы. Сторонницы национал-большевика Эдуарда Лимонова появляются в своем собственном видеоролике – у них тоже высокая грудь и длинные ноги, а еще они расстреливают деревянные фигурки медведей – в надежде на «нормального» президента. Когда оппозиционера Бориса Немцова арестовывают после беспорядков в Москве, кто-то распускает слух, что он в тюрьме подвергся сесуальному насилию – или что он сам на него согласился...То есть оказался недостаточно «мужчиной». А Немцов после освобождения называет своих обидчиков «петухами».

Когда на художественной выставке в Музее власти в Санкт-Петербурге показывают картины Константина Алтунина с изображением Путина и Медведева как влюбленной пары в нижнем белье, картины с выставки конфискуют и называют их «экстремизмом». Власть не допускает нападок на свою «мужественность».

Женщины-активисты в патриархальном обществе

Джанет Джонсон рассказала о «женском» движении в России и привела несколько имен женщин-активистов и названий НКО, занимающихся этой проблемой.

По мнению Джонсон, Евгения Чирикова, борющаяся за Химкинский лес, являет собой яркий пример женского социально-политического активизма. По словам эксперта, спонсируемые российским государством НКО, занимающиеся «женскими» вопросами, продолжают сужать свою деятельность, равно как и группы, получающие финансирование из негосударственных источников. Среди последних Джонсон отметила НКО «АННА» в Москве и «Александра» в Санкт-Петербурге.

В «женском» движении в России существует еще один тренд – женщины, публично поддерживающие власть, – такие, как группа «Отличницы». Они носят белые одежды и варят варенье для президента страны.

Джанет Джонсон считает, что панк-группа Pussy Riot является ярким и редким в России примером радикального феминизма, зародившегося не по заказу властей, а спонтанно, «из народа».

«Девушки из этой группы реагируют на действия режима, в основе которых лежат мужской шовинизм, гомофобия и использование секса для укрепления власти, – считает профессор Джонсон. – И, может быть, в шовинистическом обществе это единственное, что можно делать. Владимир Путин не становится моложе. И когда девушки из Pussy Riot в своих песнях издеваются над «мужественностью» Путина, они издеваются над самим режимом. И это открыло дорогу к протестам в 2012 и 2013 годах».

Стереотипы: мужественные мужчины и женственные женщины

О чем же говорят все эти примеры – эти стереотипы, эти жесткие и абсолютные противопоставления мужественности и женственности в России? Как они характеризуют отношения полов и гендерное сознание?

«Это говорит о том, что идея гендерного равенства и того, что гендерные роли могут меняться, в России не является такой распространенной, как в США, – считает Валери Сперлинг. – В России мало кто понимает, что гендер, пол, а также роли в обществе, которые приписываются мужчинам и женщинам, – это понятия сконструированные. На Западе распространена мысль о том, что принадлежность к тому или иному гендеру может быть подвижной – нужно о гендере спросить самого человека – как он сам себя ощущает. Люди могут выглядеть так, а ощущать себя совершенно по-иному. В России гендерная принадлежность – намного более жесткая и менее подвижная, чем на Западе».

Почему же в России принимаются законы, запрещающие публично говорить о себе целой группе людей – представителям ЛГБТ-сообщества? Почему эти законы выгодны власти?

«Любой политический режим правит на основе сочетания принуждения и легитимности, – сказала Валери Сперлинг. – Чем более демократичен режим, тем больше у него легитимности, и тем меньше принуждения ему нужно использовать в обществе. Но авторитарные режимы – такие, как российский, тоже стремятся к легитимности. И они сделали ЛГБТ-сообщество своей мишенью, потому что таким образом могут легко заработать политические очки. Население России склонно к гомофобии, и через преследование гомосексуалов можно прибрести еще большую популярность».