Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Конец империи

Захват россиянами Крыма служит доказательством того, что Владимир Путин намеревается создать национальное государство

© East News / AP Photo/Darko VojinovicВладимир Путин во время визита в Белград
Владимир Путин во время визита в Белград
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сейчас часто говорят о возрождении Российской Империи, однако на деле национальная идея берет верх над имперским принципом. Именно русское национальное пробуждение привело к упадку СССР: россияне верили, что, избавившись от бремени чуждых земель, смогут обеспечить стремительное развитие своей страны. Именно поэтому Россия была одной из первых республик, отделившихся от Союза.

13 сентября 2014 года Александр Квасьневский (Aleksander Kwaśniewski) на встрече Ялтинской европейской стратегии в Киеве внезапно решил спеть гимн СССР и России. «Россия, — объяснял он изумленным слушателям, — может менять стихи, лексику, но никогда не изменит музыку». Оригинальное выступление Квасьневского вызвало в Польше всеобщее возмущение, а между тем, нам представляется, что экс-президент задал очень важный вопрос: является ли современная Россия новым воплощением Советского Союза? Следует ли ожидать от нее имперской экспансии, распространяющейся на ближайших соседей, а затем и весь мир? Идея Квасьневского была довольно радикальна: сегодняшняя Россия, хотя и сменила идеологию и символы, все еще остается той же самой имперской державой. Загадка лишь в том, хотел ли пребывающий в хорошем настроении бывший коммунистический деятель таким образом мобилизовать мир к борьбе или, скорее, указывал на ее бессмысленность.

Последние события на Украине, как кажется, отчетливо продемонстрировали сущность современного российского государства. По мнению большинства комментаторов, на наших глазах Россия последовательно стремится к воссозданию своей империи. Например, голландский социолог Марсель ван Херпен (Marcel van Herpen) в своих бестселлерах «Путинизм» и «Войны Путина» старательно анализирует неофашистский и неоимперский поворот в российской внутренней и внешней политике. Захват Крыма и скрытая интервенция на восток Украины трактуются как очередные пункты уже давно воплощаемого в жизнь имперского плана. Ведь еще в 2005 году Путин назвал распад Советского Союза величайшей геополитической катастрофой XX века, а в 2008 напал на Грузию. И если сейчас он не встретит должной реакции по поводу Украины, то дальше последуют, как говорят, страны Балтии и Польша.

Имперская идея


В своей книге «Проклятие империи», которую можно будет приобрести через неделю вместе с журналом Do Rzeczy, я предлагаю совершенно иную интерпретацию действий Москвы. Я пытаюсь показать, что после распада СССР Россия стала постимперской, а не неоимперской страной. Постимперия — это государство, которое постепенно отказывается от своих имперских амбиций, хотя еще долго сохраняет память о своем прошлом и время от времени обращается к прежней риторике. Процесс разложения империи может быть очень долгим и болезненным. В постимперских спазмах Турция устроила геноцид армян, во Франции существовала террористическая организация, защищающая имперское наследие, а Великобритания еще в 80-е вела войну, защищая остатки заморских владений. Все эти страны в итоге отказались от имперского наследия, но продолжили играть заметную роль в мировой политике. Похожая судьба ожидает и Россию, а последние события на Украине — это вовсе не неоимперское пробуждение, а постимперские конвульсии.

На это явственно указывает характер современной российской идеологии. Ведь империя — это не только власть метрополии над периферией, но и, прежде всего, идеи, которые лежат в основе этой власти. Давняя российская империя имела религиозный характер, а задачей власти была защита и распространение православия, позже акцент сместился на цивилизационную миссию. В конце XIX века универсальную миссию сменила более узкая национальная формула, что в конце концов, как отлично демонстрировал профессор Анджей Новак (Andrzej Nowak), привело империю к упадку. России пришлось начать героический процесс повсеместной русификации, который не мог увенчаться успехом. В результате империя распалась на национальные части.

Однако российская империя быстро возродилась в опоре на универсалистскую идеологию. Коммунизм давал мощное обоснование доминирования над всем миром. Но национальная идея вновь взяла верх над имперским принципом. Именно русское национальное пробуждение, как показывал профессор Влодзимеж Марчиняк (Włodzimierz Marciniak), привело к краху Советского Союза: россияне верили, что, избавившись от обременяющих их чуждых земель, смогут обеспечить стремительное развитие своей страны. Именно поэтому Россия была одной из первых республик, отделившихся от СССР.

Империализм и национализм

Представляется, что сейчас в России возрождается именно национализм, а не империализм. В основе официального обоснования захвата Крыма и поддержки сепаратистов на Украине лежит концепция русского мира и защита принадлежащего к нему русскоязычного населения. Редко говорится о том факте, что национальный принцип не только делает невозможным возрождение империи, но даже угрожает целостности современного российского государства. Политолог Николай Петров в беседе с Томашем Хорбовским (Tomasz Horbowski) в сентябрьском выпуске журнала Znak говорил: «Владимир Путин и российские элиты долгое время находились на перепутье: создавать национальное государство или возрождать империю. События в Крыму показали, что выбор был сделан. Путин решил создать новую Россию — национальное государство». Этот выбор несет за собой серьезные последствия. В геополитическом отношении захват Крыма фактически ведет к блокированию евразийской интеграции. Ни одна соседствующая с Россией страна не может быть сейчас уверена, что она не разделит судьбу Украины. Еще важнее восприятие россиян, которые все еще привязаны к имперской ностальгии, но уже не склонны идти на какие-либо жертвы во имя более масштабной наднациональной общности. Новая российская идеология в долгосрочной перспективе может привести также к необратимой дестабилизации самой России. Ведь Российская Федерация — многонациональная страна, и ставка властей на национальную формулу может вызвать сепаратистскую реакцию сотен живущих в ней народов. Россияне могут сами невольно повиснуть на веревке, которую они хотели набросить на шею своим соседям.

Колебания между универсальным империализмом и национальной державой отчетливо видны в современных российских интеллектуальных дискуссиях, которые мы анализируем в новом 37 номере журнала Pressje. Существует, конечно, влиятельное течение имперского мышления, главным представителем которого выступает сейчас Александр Дугин. Однако значение этой идеологии переоценивать не следует. У руководства России стоят циничные прагматики, занятые удержанием собственной власти и не интересующиеся воплощением в жизнь евразийских мечтаний. Самым репрезентативным кремлевским идеологом остается Владислав Сурков — прагматичный политтехнолог, создатель концепции суверенной демократии, которая требует укрепления власти, но отбрасывает идею возрождения империи. Кстати, именно Суркова Дугин обвиняет в сдерживании русской весны и приостановке открытой российской интервенции на Украине. Столкнувшись с провалом модернизации российская власть пытается легитимизировать себя, апеллируя к национальному принципу, но одновременно понимая, что разрыв с Западом в конечном счете приведет к утрате огромных доходов от торговли сырьем. Кто знает, не станет ли вскоре ценой за возвращение к нормальным отношениям отстранение самого Путина? Слухи о его онкологическом заболевании появились в идеальный момент.

Разумеется, одиноким украинцам все равно стреляют ли россияне в них во имя народа или во имя имперской идеи. Но без ответа на этот вопрос нельзя понять российские действия и, следовательно, точно их предсказать и адекватно на них реагировать. Повторяя, что Россия остается прежней опасной империей, мы можем пропустить исключительную возможность, каковой предстает политическое, экономическое и в первую очередь идейное ослабление этой страны. Сейчас у нас появился самый лучший за последние 500 лет шанс освежить мышление в категориях центральноевропейской общности и вернуться к геополитической ситуации XVI века. Сознание, что Россия — это не возрождающаяся, а приходящая в упадок империя, как мне представляется, должно придать нам смелости.

Павел Роек — главный редактор журнала Pressje, сотрудник Папского Университета Иоанна Павла II в Кракове.

Обсуждение
Комментариев: 84
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
aminvest.livejournal.com
17 ноября 2014, 15:54
"неофашистский и неоимперский поворот в российской внутренней и внешней политике" Понравилось. А еще понравилось про то, что Россия одной из первых отделилась от СССР, чтобы обеспечить себе стремительное развитие. Нет уж, ымперцам можно отложить развитие, стремительное или нет, до лучших времен!
к
курсор
17 ноября 2014, 16:08
Вот это скорость.... Статья размещена в 15:47, а УЖЕ в 15:54, т.е через 7 минут даете комментарий, я статью как минимум минут двадцать читал ,никак в КГБ изучали диагональное чтение текста, а осмысление прочитанного тоже так скоро приходит....????
Мд
Мадам де Монтеспан
17 ноября 2014, 16:15
Аминя, ну что тебе всякая гадость, сказанная гадостью, так нравится? Прям, даже дискутировать с тобой не хочется.
17 ноября 2014, 19:27
Потому, что у него комплекс национальной неполноценности - с детства завидовал русским, поэтому их и ненавидит.
T
Tor
17 ноября 2014, 16:32
Ничего.. Мы будем ждать скольку нужно. Но воздаяние придёт. И каждый получит своё! :)
aminvest.livejournal.com
17 ноября 2014, 16:55
Ждать-то - оно легче, конечно! Или на печи лежать. Только вот под лежачий камень вода не течет! ;)
n
navaja
17 ноября 2014, 17:33
под лежачий камень вода Но ведь под твою, сидящую возле компа задницу, купюры как-то проникают)
Мд
Мадам де Монтеспан
17 ноября 2014, 17:38
Сейчас будет долго думать. .
HC
Hen Cerbin
17 ноября 2014, 17:42
Не будет. Произошел когнетивный диссонанс и перемкнуло накоротко.
17 ноября 2014, 19:05
Ищет в словаре слово "купюра". Ему надо проще объяснять - бабки!
r
rebrovsv
19 ноября 2014, 14:26
Это как лежать Занять правильную позу, видимо в современной реальности то еще мастерство:)
17 ноября 2014, 19:04
Упс! Колбасный диссидент учит покинутых земляков ... Или под Псаки копает?
a
abc354
17 ноября 2014, 16:35
Слышь, надо твоим хозяевам сказать, чтобы гнали тебя ссаными тряпками. Зря зарплату платят. Смеются уже над тобой.
S
SU-27
17 ноября 2014, 18:34
заблудшего уже жалеют! Смеяться еще в прошлом веке над ним уже перестали.
R
RandPalmer
17 ноября 2014, 17:30
Да ладно, пока ты тут рыдаешь, караван идет.
t
textliner
17 ноября 2014, 18:20
А еще понравилось про то, что Россия одной из первых отделилась от СССР Время разбрасывать и время собирать камни.
Мд
Мадам де Монтеспан
17 ноября 2014, 18:47
А вы заметили, граждане, что Аминька стал какой-то дикий, не общительный? Как-то скушно даже. Может приболел? Переживаю я.
Мд
Мадам де Монтеспан
17 ноября 2014, 18:51
"необщительный" -слитно. Вот, сначала говорю, а потом думаю.
17 ноября 2014, 19:07
Вы меня пугаете! Слитный необщительныйАминка - это страшно! :)
Мд
Мадам де Монтеспан
17 ноября 2014, 19:12
Да я и сама испугалась. .
РГ
Ретро Град
17 ноября 2014, 19:29
Мадам де Монтеспан:"необщительный" -слитно. мадмуазель, вы не огорчайтесь - вы не очень хорошо владеете русским. не общительный - вполне возможная форма! ))) Более того, изрядно подчеркивающая иронию (но это уже для эстетов, знатоков, тонко чувствующих язык - стилистов) ))) Какой-то он НЕ общительный а туповатый!... ;)))
Мд
Мадам де Монтеспан
17 ноября 2014, 19:44
В моем контексте именно "необщительный". А если идет противопоставление, то да, раздельно. Но мой планшетник этого не знает, и если не проследишь вовремя, то он выдает то, что сам считает нужным.
РГ
Ретро Град
17 ноября 2014, 20:12
ну ваш контекст - он ваш и есть ))) А вот планшетник, что странно, правила русского языка понимает тоньше... мда.. ))) p/s/ противопоставление - может подразумеваться в недосказанности ;)
a
aai1974
17 ноября 2014, 19:22
! каждый кто отвечает аминьке - тот играет его троллингу на руку оставь аминьку без хлеба - не отвечай ему. все равно это ноль. или вы все с ним заодно?
aminvest.livejournal.com
17 ноября 2014, 19:45
! ну пожалейте же их им не с кем общаться, а так хочется поговорить... друг дружке они уже давно оскомину набили, вот и просятся... к оппозиционерам... под крылышко ;)
a
aai1974
17 ноября 2014, 20:13
! действительно. лошары какие-то. клюют на всякого опарыша, которого им подбросят.
aminvest.livejournal.com
17 ноября 2014, 20:22
? а вас, получается, игнорируют неужели же вы еще хуже? досадно, да?
Т
ТульcкийТокарeв
17 ноября 2014, 22:01
Юноша, Вы хоть раз в состоянии за себя ответить или пубертатный период еще не позволяет Вам этого сделать?:)
Мд
Мадам де Монтеспан
17 ноября 2014, 22:21
aai1974, послушай, щенок, ты так не разговаривай, У тебя забыли спросить кому раздавать.
вася кувалесов
19 ноября 2014, 17:26
раз империя -то жди нас аминька гейропеец ток никуда не убегай и тебе понравится
Nc
No comments
17 ноября 2014, 15:55
Захват россиянами Крыма служит доказательством того, что поленья кусают себе локти. С возгласом - "Почему этого не сделали мы?".
r
rieder
17 ноября 2014, 15:58
да уж пшеки все не могут простить свой идиотизм в средние века, когда стали строить национальное государство заместо империи и проклолись на этом
W
Wyppujijia
17 ноября 2014, 16:48
Крым - это Турция. Как то объяснили Петру Великому (Нарышкину). А Львив - это уже Польша... И почему - непонятно.
Stanislav A
17 ноября 2014, 15:56
Когда они уже наедятся яблок засланцы польские
Stanislav A
17 ноября 2014, 16:01
должно придать нам смелости не придало. Ни смелости, ни ума, ни фантазии. Поляк в чистом виде, без прочих ингредиентов.
W
Wyppujijia
17 ноября 2014, 16:50
То самое яблоко съела Белоснежка... А потом за него два раза голосовали в России (не все, но достаточно много). У поляков такие яблоки не растут (к сожалению)...
я
якут
17 ноября 2014, 16:02
Сознание, что Россия — это не возрождающаяся, а приходящая в упадок империя, как мне представляется, должно придать нам смелости. Вновь и вновь польские лемминги с картонными сабельками подбадривают себя. И хочется, и колется......а вдруг опять от этих "приходящих в упадок" русских по зубам получим ?
Вз
Всё знаю
17 ноября 2014, 16:03
Смешно
Ч
Чапай
17 ноября 2014, 16:13
Самым репрезентативным кремлевским идеологом остается Владислав Сурков — прагматичный политтехнолог, создатель концепции суверенной демократии, которая требует укрепления власти, но отбрасывает идею возрождения империи Идеология Суркова - ничего личного, только бизнес. Поэтому олигархи с удовольствием продают хунте ресурсы, даже двигатели на танки, из которых расстреливают Донецк, чем они отличаются от Коломойского? Виден явный сговор с Ахметовым, в правительство ДНР насильно ставят его людей, бабло побеждает зло.
S
S_V_K
17 ноября 2014, 18:15
Двигатели к харьковским танкам в России не производятся... ...
Ч
Чапай
17 ноября 2014, 19:23
Предприятие Группы ГАЗ Олега Дерипаски продолжает поставлять на Харьковский танковый завод детали двигателей для украинских танков. Скандал с Ярославским заводом дизельной аппаратуры (ЯЗДА), который даже в условиях нынешнего военного противостояния украинских властей с ополченцами Юго-востока продолжает поставки агрегатов (дизельных групп) для двигателей танков, которые производятся на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени В. А. Малышева, набирает обороты. Российский ресурс �Политика� заинтересовался опубликованным на нашем ресурсе материалом и попытался выяснить подробности скандальной кооперации. Как сообщалось, в июне – июле по просьбе харьковского предприятия ЯЗДА значительно увеличил поставки своей продукции украинской стороне. Очевидно, что завод имени Малышева наращивает выпуск танков и другой тяжелой самоходной техники для нужд Вооруженных сил Украины и Нацгвардии, воющих в Донбассе и на Луганщине. Как также неоднократно сообщалось ранее, харьковский танковый завод получил заказ от Минобороны Украины на кратное увеличение производства танков серии �Булат�, что связано с активизацией так называемой Антитеррористической операции (АТО). Между тем, харьковские танки с ярославскими дизелями стреляли и продолжают стрелять по мирным жителям Юго-восточных областей Украины, и это - неоспоримый факт. Источник: politikus.ru/v-rossii/25107-yaroslavskiy-dizel-protiv-opolchencev.html Politikus.ru
S
S_V_K
17 ноября 2014, 20:13
Топливная арматура - это никак не двигатели.... ...
S
S_V_K
17 ноября 2014, 20:56
Ну и в дополнение: 24.07.2014 - Силовые агрегаты Официальный комментарий �Группы ГАЗ� и ЯЗДА в связи с клеветой в отношении Ярославского завода дизельной аппаратуры, распространяемой на интернет-ресурсах �Группа ГАЗ� и входящий в компанию Ярославский завод дизельной аппаратуры (ЯЗДА) официально сообщают, что информация, опубликованная на интернет-ресурсах, о том, что ЯЗДА поставляет продукцию для комплектации военной техники производства Харьковского завода им. Малышева, абсолютно не соответствует действительности. Предприятия "Группы ГАЗ" не разрабатывали ни двигатели, ни компоненты двигателей для продукции Харьковского завода транспортного машиностроения им. Малышева, не вели и не ведут никаких поставок этому предприятию. gazgroup.ru/about/news/news/?id=6120
medtexnik
17 ноября 2014, 16:18
Именно поэтому Россия была одной из первых республик, отделившихся от СССР. че, правда? Точно не прибалтика?
K
KamaS
17 ноября 2014, 16:42
Правда. Еще в 1990 заявили о своем суверенитете 12 июня. Раньше всех)
Ш
Шилов
17 ноября 2014, 16:22
Да, скифы мы... И чо?
ПП
Прапорщик Подгузников
17 ноября 2014, 16:30
Разумеется, одиноким украинцам все равно стреляют ли россияне в них во имя народа или во имя имперской идеи. Афтор предлагает позаботится о бедных одиноких украинцах)))Да да такому учат только в Папском универе в Кракове
T
Tor
17 ноября 2014, 16:31
должно придать нам смелости Должно, трусливые псы, но не придаст! :D
K
KamaS
17 ноября 2014, 16:39
Сейчас у нас появился самый лучший за последние 500 лет шанс освежить мышление в категориях центральноевропейской общности и вернуться к геополитической ситуации XVI века. Вот! Главное сказано! Вернуться к геополитической ситуации 16 века, к эпохе Ивана Грозного и Бориса Годунова. Когда была обрушена геополитическая граница России, которая восстановилась только при Петре I. Россия слишком дорого заплатила за восстановление геополитической границы. И снова нарушить уже никому не позволит.
W
Wyppujijia
17 ноября 2014, 16:53
Про Петра - поаккуратнее. Чем закончилась его война с турками (за Крым)??? А ить тоже было бы интересно, сколько турки клану Нарышкиных заплатили...
i
ivanushka-durachok
17 ноября 2014, 17:44
сколько турки клану Нарышкиных заплатили... Скорее бритты - наши вечные "партнёры".:-)
17 ноября 2014, 20:31
А спросите ка у турок. А война Петра 1 "за Крым" закончилась тем, что "Крым наш". А какое Вам дело до российских проблем?
злющий
17 ноября 2014, 17:12
холопы подпиндосские, Россия - это не конец империи, это только начало
Комбайнер
17 ноября 2014, 20:48
злющий:Россия - это не конец империи, это только начало Злой Вы сударь , однака . Для моник левински и министров сикорских это может оказаться и началом большого конца .
s
sarc2
17 ноября 2014, 17:19
Разумеется, одиноким украинцам все равно стреляют ли россияне в них во имя народа или во имя имперской идеи. наши уже до Львова дошли?
S
SU-27
17 ноября 2014, 18:41
Надо будет - дойдем:)) До Берлина доходили, до Парижу доходили, в Вене бывали... И до Львова тоже прогуляемся. Если надо будет.
i
inegeld
17 ноября 2014, 17:27
Россия — это не возрождающаяся, а приходящая в упадок империя, как мне представляется, должно придать нам смелости. Ну наконец поляки вспомнили, что они тоже могут вернуться к имперскому существованию, главное смело, смело и смело завалить Москву яблоками.
S
SU-27
17 ноября 2014, 18:39
НЕТ!!! - нагнать процессов от яблок!
R
RandPalmer
17 ноября 2014, 17:29
Ще не вмерла Посполита???)))) Саблями вернете, море перейдете? Бонапарт в пример вам.
N
Nirvanko
17 ноября 2014, 17:33
Все верно, зачем захватывать России Украину а потом кормить голожопых свидомитов с Галиции. Лучше взять к себе лишь тех, кто хочет жить в России. Крымчане это показали.
A
Antifa
17 ноября 2014, 17:51
Захват Крыма и скрытая интервенция на восток Украины трактуются как очередные пункты уже давно воплощаемого в жизнь имперского плана Я предлагаю совершенно иную интерпретацию действий Варшавы. Облом США по созданию военной базы НАТО в Крыму поставил крест на планах Варшавы разместить своих военных на Черноморском побережье. Вот и истерят.
17 ноября 2014, 17:53
Ни одна соседствующая с Россией страна не может быть сейчас уверена, что она не разделит судьбу Украины Тут возникает встречный вопрос. А может ли какая-то страна Евросоюза после бомбордировок Белграда быть увереной, что ее не постигнет та же участь, если она не захочет подчиняться глобальному диктату Брюселя и Вашингтона? И не захотят отдельные члены Евросоюза (напр.Германия) еще раз перекроить карту Европы в своих личных интересах? Вот эти вопросы, по-моему, более важные.
с
скандалист
17 ноября 2014, 18:05
Поляк мечтает вернуться к геополитической ситуации XVI века! Ага! Когда была Люблинская уния Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой, то есть-та самая великая Польша "от можа до можа". И ей "противостояла" глухая лесистая Московия, расположенная в междуречье Волги и Оки и на некоторых ближайших окрестностях, правда, с выходом к берегу Балтийского моря, отрезать от которого Московию тогда представлялось вопросом ближайшего времени. А нам тут лапшу развешивают "об имперских амбициях России"!
M
Mebi
17 ноября 2014, 18:34
Чуть-чуть не так... Результатом Люблинской унией Великого Княжества Литовского и Королевства Польского стала Речь Посполитая. В остальном все абсолютно верно.
s
segeyros
17 ноября 2014, 20:47
Не все. Если говорить не на жаргоне, то была Русия, а не Московия. Московия это того же уровня, что и Пшекия... .
S
SU-27
17 ноября 2014, 18:38
наверна опять передела Польши хотят... у них как обострение - так перед очередным переделом..
Кр
Консервативный реакционер
17 ноября 2014, 18:05
"Именно русское национальное пробуждение, как показывал профессор Влодзимеж Марчиняк, привело к упадку Советского Союза: россияне верили, что избавившись от обременяющих их чуждых земель, они смогут обеспечить стремительное развитие своей страны." Вот это ПЕРЛ! Вот это чувак (хоть он и главный редактор журнала Pressje, и сотрудник Папского Университета Иоанна Павла II в Кракове - всё равно больше, чем на "чувак" не тянет) зажёг чистА кАнкретнА! "Да я просто тащусь, Зелёный, как ты заныриваешь!" (с) старый анекдот про Чебурашку и крокодила Гену
S
SU-27
17 ноября 2014, 18:37
пшеки все пердят в компот и грезят развалом России)) ну-ну))) Что ж, посмотрим на очередной балаган, посмеемся с клоунов. Цирк не должен стоять, он должен постоянно гастролировать.
N
NotaBene
17 ноября 2014, 19:07
"... Все эти страны в итоге отказались от имперского наследия, но продолжили играть заметную роль в мировой политике." Ну да, особенно СШП с Гуамом и Пуорте-Рико (не имеющим право выбирать Президента), Франция с Полинезией(вы бывали на Таити?) и Французской Гвианой (откуда Европа запускает спутники, в упор не видя чтo это - колония), Британия (тот еще анекдот: Конституционная Монархия без Конституции живущая по ПОНЯТИЯМ) Королева которой является Главой и Верховным Главнокомандующим Канады(которой аж в 1984(!) ПОДАРИЛА Конституцию) и Австралии, Испания- да всех устанешь перечислять. Одна Россия - плохая и "как всякая империя, обречена развалиться"(ц).
t
textliner
17 ноября 2014, 19:31
Ни одна соседствующая с Россией страна не может быть сейчас уверена, что она не разделит судьбу Украины Бедные китайцы.
c
const
17 ноября 2014, 20:47
при чем тут китайцы? Речь идет о том беззащитном, миролюбивом и зашуганном соседе, который за Беринговым проливом!
k
krsk._
17 ноября 2014, 19:46
поздно пожалуй создавать, когда все институты разрушены...)
Astralhunter
17 ноября 2014, 20:00
Процесс разложения империи может быть очень долгим и болезненным. В постимперских спазмах Турция устроила геноцид армян, во Франции существовала террористическая организация, защищающая имперское наследие, а Великобритания еще в 80-е вела войну, защищая остатки заморских владений. Все эти страны в итоге отказались от имперского наследия, но продолжили играть заметную роль в мировой политике. Ах, пшеки, пшеки.. такие путаники.. или просто глупцы? АналетеГ.. который сам себе противоречит. "Метрополии" Англия с Францией в конце концов , как СТРАНЫ, не развалились? А даже "продолжили играть заметную роль в мировой политике." А Россия -развалится и прекратит "играть заметную роль в мировой политике"? Польские мечты. я валяюсь от смеха. Шавки не излечимы. Их только дуст может взять.
s
stanislav33
17 ноября 2014, 20:04
"Сейчас у нас появился самый лучший за последние 500 лет шанс освежить мышление в категориях центральноевропейской общности и вернуться к геополитической ситуации XVI века. Сознание, что Россия — это не возрождающаяся, а приходящая в упадок империя, как мне представляется, должно придать нам смелости".Говорят, что мечтать не вредно, но на этот раз мечты извечных врагов России Англии, Польши и присоединившихся США (дирижёр "оркестра") с Украиной, реально МОГУТ ПРИВЕСТИ к КАТАСТРОФЕ ВЕСЬ МИР, а не только тех, кто НЕ ВЫУЧИЛ ИСТОРИЮ.
M
MAJA
17 ноября 2014, 20:46
Поляк отчасти прав. Национальная идея берёт верх везде, кроме в ЕС, где все лежат под американским хозяином и даже защищать свою национальную идентичность называется экстремизмом и запрещается
c
const
17 ноября 2014, 20:49
Ни одна соседствующая с Россией страна не может быть сейчас уверена, что она не разделит судьбу Украины. В особенности ее самый миролюбивый и беззащитный восточный сосед (тот, что за Беринговым проливом)
V
Vladdy
17 ноября 2014, 20:59
когда уже Щеневмерла сбросит бремя лишних земль? еслиб ти недописак не спонсировали США, в жизни бы никто не прчитал их бреда
J
Jim2014
17 ноября 2014, 22:05
Сейчас у нас появился самый лучший за последние 500 лет шанс освежить мышление в категориях центральноевропейской общности и вернуться к геополитической ситуации XVI века.... Эх, дедушка Сусанин, видно придется твоим правнукам опять повторять твои уроки непонятливым ляхам, пся крэу! ( прости господи!).
Б
Бейда
17 ноября 2014, 22:17
Не понимает поляк, что возрождение "русской национальной идеи" - это и есть возрождение русского имперского духа, а именно: представитель любого народа, вошедшего в орбиту Российской империи, может занимать любые самые высокие посты . Как было, например в 50 - 80-е годы, когда украинцы правили СССР. А в 20-е - 50-е - кавказцы.
I
IvanSapegaV
17 ноября 2014, 22:40
Вован аннексировал Крым говорите? Так у него был хороший учитель - маршал Йзеф Пилсудский. Точно по такому же сценарию Польша в. 1920 г. присоединилась к себе Виленский край. Но, видимо, ляхи свою историю в школках изучают плохо. Отсюда все и вытекает.
C
Chodkiewicz
17 ноября 2014, 23:21
Да вы что... Путин родился в Крыму? Из Крыма были родом цари России? В Крыму учились и жили главные классики российской литературы?
X
XpeHyc
19 ноября 2014, 09:15
своей книге �Проклятие империи�, которую можно будет приобрести ... цель статьи понятна
v
vicvirt
19 ноября 2014, 13:42
фантазии поляков, придают им смелости польскую прессу можно читать в качестве равлечения, типа веселых расказов. упоминают события 500 лет назад. помнят - у поляков не проходящая травма головы с тех времен?? где же они берут столько яда, сами наверное отравились им
k
katerinaplus
20 ноября 2014, 11:35
Имперская идея Как же вы боитесь великой России. И правильно делаете. Можете не надеятся на ослабление русского духа, предательство нашего президента. Оглянитесь на себя, вы слабы, затурканы американцами, не имеете собственного мнения и воли. Вас жаль, как убогих и хромых.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем