Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что Владимир Якунин хочет рассказать чехам

© РИА Новости Михаил Мокрушин / Перейти в фотобанкПрезидент ОАО «Российские Железные Дороги» («РЖД») Владимир Якунин
Президент ОАО «Российские Железные Дороги» («РЖД») Владимир Якунин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Именно церковь сыграла в самые трудные времена ключевую роль в сохранении единства российского народа, заявил в интервью Владимир Якунин, президент Международного неправительственного форума «Диалог цивилизаций». Якунин добавил, что для него как для россиянина совершенно неприемлемо и недопустимо, когда говорят, что у русских нет никаких собственных ценностей.

Именно церковь сыграла в самые трудные времена ключевую роль в сохранении единства российского народа, заявил Владимир Якунин, президент Международного неправительственного форума «Диалог цивилизаций» в интервью, который порталу Parlamentnílisty. cz предоставил Ондржей Мразек. Якунин добавил, что для него как для россиянина совершенно неприемлемо и недопустимо, когда говорят, что у русских нет никаких собственных ценностей.

Ондржей Мразек: Вы приехали в Прагу на форум «Let my people live!». Как вы оцениваете это мероприятие?


Владимир Якунин: Я высоко оцениваю уровень его организации и хорошую работу устроителей. Будучи приглашенным гостем этого форума, я не отметил никаких ошибок или недостатков. Я считаю чрезвычайно важным, что в нем приняли участие 23 председателя парламента, президенты Чешской Республики и Болгарии, а особенно высоко я ценю участие главы израильского кнессета. Важно было и то, что прозвучало на форуме.

Однако сам форум для меня был довольно сложным, и за время участия в нем я пережил тяжелые минуты. Чрезвычайно сильно на меня подействовали видеозапись, которую демонстрировали, содержание отдельных выступлений, а также ощущение напряженной и зачастую антагонистической атмосферы вокруг форума.

Я оценил и тот факт, что этот форум, возглавляемый президентом Европейского еврейского конгресса, сумел выйти за границы основной темы, еврейского Холокоста, и рассмотреть проблемы в более широком контексте. Это очень важно, так как до тех пор, пока каждый будет зализывать раны в своем углу, мы никогда не объединимся для совместного сопротивления.

Пару лет назад ко мне пришли люди, которые были инициаторами открытия еврейского музея в Москве. Они просили спонсорской помощи у Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России. Я подозреваю, что им были важны не столько деньги, сколько моральная поддержка этих организаций. И они получили и то, и другое. Но когда я заговорил с ними о проекте, я сказал им: «Да, о Холокосте нужно напоминать. На территории Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны погибли около двух с половиной миллионов евреев, а это для относительно небольшого народа огромная потеря. Но и другие народы Советского Союза потеряли более 27 млн человек. Я полагаю, что было бы разумно помнить и об этом». Они выслушали меня и согласились со мной. В итоге он стал называться Еврейский музей и центр толерантности.

— Не кажется ли вам, что в последнее время стоит более взвешенно подходить к использованию слова «толерантность»?


— Мне очень понравилось выступление представителя Anti-Defamation League Авраама Фоксмана. Он заявил на форуме, что ему не нравится то значение, которое сегодня приписывается слову «толерантность». В его интерпретации толерантность — это снисхождение в отношении чего-либо, что нам не нравится. Меня поразила глубина этой мысли. Тут речь идет о сознательном принятии разнообразия мира и способности в этом разнородном мире уживаться друг с другом, уважать мнение, веру и традиции других. Но не потому что человек сам себя внутренне принуждает так вести, а потому что это нормальная позиция культурного современного человека.

И еще мне понравилась другая мысль, которую высказал представитель израильского кнессета Юлиус Эдельштейн. Он сказал, что сегодня все больше говорят о том, что национальное государство свое отжило, и от него надо отказаться. Я сам тоже несколько раз подчеркивал, что подобное давление — это лишь попытка ликвидировать самостоятельность и суверенитет государств, а потом и культуру и ценности разных цивилизаций. И это неправильно.
Мне это напоминает анекдот о бритвенном станке, который якобы изобрели в Америке много лет назад. А когда изобретателя станка уже хотели выдвинуть на Нобелевскую премию, один старик его спросил: «Господин инженер, как же так? В вашем станке только один овал с лезвиями, но ведь лица у всех разные!» На что изобретатель ответил: «Это только до первого бритья». У меня порой складывается такое впечатление, что нас всех тоже хотят "побрить" так, чтобы у нас не осталось никакой индивидуальности.

— В своем выступлении на форуме «Let my people live!» вы вспомнили письмо еврейского конгресса в поддержку борьбы Советского Союза с фашизмом. В Чехии о нем практически ничего не знают. Что в нем было?

— Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, произошло несколько весьма ярких событий. Немцы стремились привлечь на свою сторону в идеологическом и военном смысле русскую эмиграцию. Одним из тех, кто получил подобное предложение, был генерал Деникин, известный как ярый борец с советской властью, эмигрировавший во время Гражданской войны. Деникин категорически отказался сотрудничать с фашистами, потому что был российским гражданином и патриотом. Он открыто заявил, что не будет воевать против собственной страны.

Другим важным событием стало выражение поддержки Мирового еврейского конгресса борьбе Советского Союза с фашистской чумой, с коричневыми рубашками. Тогда это имело действительно чрезвычайное значение для мобилизации позитивных сил в борьбе против фашизма и национализма. В этой связи я хотел бы напомнить, что и американский еврейский конгресс, во главе которого стоял Альберт Эйнштейн, выразил четкую позицию о необходимости поддерживать СССР в борьбе с фашизмом. Это были значимые события, которые оказали большое влияние на общественное мнение той поры, в котором формировалась явная поддержка Красной армии в борьбе с фашистскими войсками.

— Было бы интересно узнать ваше мнение о трагических событиях в Доме профсоюзов в Одессе, где год назад заживо сгорели десятки людей. В чешских СМИ, которые возвращаются к этому событию, по большей части пишут, что все те, кто погиб там в огне, были пророссийскими активистами и в своей смерти повинны сами...


— Это чрезвычайно неверное и лживое утверждение. Когда застрелили журналистов из журнала Charlie Hebdo, главным мотивом, который вывел миллионы людей на улицы, было не то, нравятся ли им их карикатуры или нет, разумны ли их шутки или глупы. Основным мотивом был тот факт, что кто-то застрелил людей лишь за то, что ему не нравились их воззрения. Это терроризм.
С этой точки зрения, нравится кому-то или нет то, какое мнение имеет значительная часть населения Украины, прежде всего, на востоке страны, ему следует признать, что существует историческое единство людей, которые согласно национальности делятся на русских, украинцев и белорусов, потому что по сути своей это единый народ с общей исторической памятью. Это народ, который имел общие культурные и религиозные ценности как до создания Российской империи, так и после ее образования, а также и после создания Советского Союза.

Так что говорить, что люди, сожженные в Одессе, виноваты сами, потому что они пророссийски ориентированы, это обыкновенное проявление фашизма. Это значит, что лишь потому, что они пророссийски ориентированы, их можно обзывать «колорадами», поскольку они носят георгиевские ленты? А накануне праздника всего прогрессивного человечества — победы во Второй мировой Войне, Великой Отечественной войне — украинские боевики порешили, что этих «колорадов» надо сжечь. А когда эти люди пытались спастись от огня и выпрыгивали из окон здания на улицу, их добивали бейсбольными битами и железными прутьями перед журналистскими камерами. Разве это не фашизм? А когда сегодня звучат мнения о том, что надо очистить Украину от русских, разве это не напоминает этнические чистки евреев в фашистской Германии? Лично я полагаю, что это сходство просто вопиюще.

— Того же порядка и празднования в честь Бандеры, Шухевича и других «национальных украинских героев»...


— Именно так. И печально то, что западные СМИ и политики пытаются любой ценой закрыть глаза на подобные вещи, ведь в свое время Бандера вместе со своими воинствующими молодчиками убивал обычных людей в Польше и на западе Украины. Когда политики и СМИ стремятся убедить общественность, что это не правда, а лишь, дескать, российская или коммунистическая пропаганда, то все это напоминает поведение страуса и стремление спрятаться от реальности.

В рамках мероприятий в память жертв фашизма в Терезине я разговаривал с несколькими бывшими заключенными, и они рассказали мне, что происходило в Германии, когда начались еврейские погромы. Первыми жертвами стали польские евреи. Отношение значительной части немецких евреев было таким: польские евреи того заслуживают, потому что они чужаки, а вот мы, мол, немцы... К гонениям на польских евреев они отнеслись равнодушно, а в итоге сами стали жертвами.

Поэтому я утверждаю, что попытки делать вид, что эта коричневая опасность не существует, стремление закрывать на него глаза — все это не только недальновидно, но и опасно. Это политика, которая подстрекает людей к тому, чтобы они успокаивали себя — раз ненависть направлена на кого-то другого, скажем на русских, но все еще нормально. Чтобы они говорили себе — тот, кто творит эти зверства, конечно, негодяи, но ведь это наши негодяи.

— То есть вы утверждаете, что это фашизм. Но кто, по-вашему, его носитель?

— Носители — это те идеологи, которые помогали создавать фашистское движение, поддерживали его и организовывали тренинги на полувоенных базах на территории Польши и Эстонии. А также те, кто пек им там пирожки, чтобы боевики не проголодались. И не в последнюю очередь это те, кто отдал приказ вырубить деревья вокруг киевского Майдана, на коре которых были доказательства, которые могли бы подтвердить предположения экспертов о том, что стрельбу по демонстрантам открыли не государственные спецподразделения, которые на самом деле сами превратились в мишень для снайперов. И кстати, эти снайперы стреляли им в спины. Но СМИ этого как будто бы не заметили, так же как единодушно они проигнорировали видеозапись, сделанную сотрудниками международных организаций, на которой видна группа снайперов, сидящих в здании отеля, который был под контролем Правого сектора и Майдана.

— А можно ли списать заявления украинского премьера Яценюка о том, что Россия напала на Германию, а потому оккупировала Украину, только на его идиотизм?

— Ни в коем случае! Разумеется, он не идиот, он хорошо знает, что говорит, и проводит обдуманную политику, направленную на искажение и фальсификацию истории. Политику, цель которой — искоренить в сознании людей правду о Второй мировой войне.

— В своем выступлении вы воспользовались термином «либеральный фашизм», отметив в этой связи, что свобода заканчивается тогда, когда ее начинают кому-то навязывать. Что больше всего тревожит россиян в этой версии либерализма?

— С идеей либерализма как защитой человека от своеволия машины, которую мы называем государством, это не имеет ничего общего. То, о чем сейчас речь, на самом деле является мутацией либерализма, а действительно либерального в ней нет ничего. Это системное, тотальное навязывание лишь одной идеологии, о которой неолибералы твердят, что она единственно правильная. И если человек или государство живут согласно этой «правильной» доктрине, его примут в свой круг. А если нет, то его считают плохим, враждебно настроенным и начинают лепить на него такие ярлыки, как «прокоммунистичекий», «пророссийский» и прочее.

А для меня как для россиянина совершенно неприемлемо и недопустимо, когда говорят, что у русских нет никаких собственных ценностей. Это шаг назад. Один псевдоученый у нас зашел так далеко, что начал настаивать на том, чтобы в школе у нас не изучали русские сказки, а дома не читали, потому что с такой идеологией невозможно модернизировать общество. Это уже никакой не либерализм. Это тоталитаризм. Но называется он либеральный фашизм.

— О том, как в России связана история с современностью и будущим, говорил недавно, во время своего выступления в Думе, патриарх Кирилл. Это было первое выступление патриарха в Думе за много лет. Какую роль, как по-вашему, в жизни современной России играет церковь?


— В тот момент, когда у нас разом развалились государство, идеология и все представления о миропонимании, люди остались без главного. Это состояние похоже на то, когда человек впадает в кому, его душа вылетает из тела и извне наблюдает, что делается. И в тот момент на Земле остался один единственный общественный институт — церковь, которая постаралась поддержать в человеке гуманность, помочь нуждающимся и утешить страждущих.

Однажды я был в монастыре в Казани, где создали один из первых приютов в России. Я видел там мальчика, который выглядел максимум на 12 лет. Но оказалось, что ему уже 15. Его принесли в приют в коробке от картошки — он был настолько щуплый, худой и изголодавшийся. И ему помогла, как и многим другим, церковь.

Я не хочу превозносить церковь до неба и утверждать, что все люди в ней гениальны и святы, но этого не говорит и сам патриарх. Но именно церковь сыграла в самые трудные времена ключевую роль в сохранении единства нашего народа. И сегодня опять же церковь, консервативная по своей природе, играет в обществе, пусть это и парадоксально, прогрессивную роль. Потому что все, что направлено на развитие духовности, на защиту человечности, прогрессивно. А то, что нас отупляет или хочет подстричь под одну гребенку, это шаг назад.

Участие Владимира Якунина подтолкнуло чешских политиков и журналистов к дискуссии на тему «Был ли Владимир Якунин приглашен на форум заранее, или он появился в списке гостей в последнюю минуту, что многих удивило». Перед интервью с тем же вопросом мы обратились к его помощнику Григорию Левченко, который ответил так: «Участие Владимира Якунина, который является основателем и президентом мирового общественного форума „Диалог цивилизаций“, конечно, не было случайным. Деятельность „Диалога цивилизаций“ направлена на исследование, развитие и распространение культуры диалога, укрепление духа сотрудничества и взаимопонимания в обычной жизни людей разных народов. Разговоры о том, что его не пригласили заранее на форум, не соответствуют реальности. Владимир Якунин был приглашен в качестве выступающего официально, как и другие гости. Готовиться к участию в форуме он начал еще в конце прошлого года».