Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Договор Путин — Обама

Россия не станет развязывать «новую холодную войну» с Западом. Она слишком слаба для этого, а вдобавок ей не удалось успешно рассорить западные державы. А поскольку они не хотят устраивать крестовый поход против России, рано или поздно состоится примирение. Как будет выглядеть новая «перезагрузка»?

© AP Photo / Evan Vucci, FileВладимир Путин и Барак Обама
Владимир Путин и Барак Обама
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американо-российские консультации продолжаются уже три месяца. Россия не станет развязывать «новую холодную войну» с Западом. Она слишком слаба для этого, а вдобавок ей не удалось успешно рассорить западные державы. А поскольку они не хотят устраивать крестовый поход против России, рано или поздно состоится примирение. Как будет выглядеть новая «перезагрузка»?

Переговорный марафон

Политики устали от Украины. Они ведут переговоры уже второй год подряд, а в Минске подписали даже два договора о прекращении боевых действий, однако это не привело ни к миру, ни к соглашению между Москвой и Западом.

В июне страны Европейского союза предварительно договорились о том, что продлят санкции против России до конца 2016 года. Это, однако, не означает, что дипломаты прекратили переговоры: наоборот, они входят в решающую и, возможно, заключительную фазу. Сейчас инициативу взяли в свои руки американцы. До этого переговоры от имени Запада вели европейцы, но из-за отсутствия успехов западноевропейские лидеры утратили желание продолжать диалог с Путиным. Так что главный сторонник тесных переговоров с Москвой, Берлин, инициировал продление санкций, а Париж отказался от контракта на «Мистрали». Но в игру вступил Вашингтон, который до сих пор сохранял тактическую дистанцию и держался на шаг позади от немцев и французов, согласовывая лишь отдельные детали переговорной позиции Запада.

Вступление Америки

Заключив в феврале второе Минское соглашение, Путин продолжил вести умеренную войну с Киевом. Время от времени он пугал, что начнет полномасштабное наступление, которое дойдет до Одессы, Киева, а, возможно, Львова. Его соратники угрожали, что в случае необходимости Кремль применит против Запада ядерное оружие. Эта игра мускулами не принесла результатов, так что начался новый этап переговоров. На этот раз в другом составе. Так называемый нормандский формат, то есть переговоры с участием России, Украины, Франции и Германии, судя по всему, себя исчерпал. Канцлер Меркель, на которой лежал основной груз ответственности за переговоры, утратила к ним интерес из-за безрезультатности своих усилий.

Кремль из соображений престижа сам предпочитает, чтобы окончательное соглашение было заключено с США — самой сильной державой Запада и мира, а не с выступающими ее заместителями Франции и Германии в сопровождении Украины. Ведь речь идет не только об урегулировании ситуации на российско-украинской границе, а о гораздо более важной вещи — формулировании новых принципов баланса сил в Евразии.

Американо-российские консультации продолжаются уже три месяца. Новый этап переговоров открыл майский визит Госсекретаря США Джона Керри в Сочи, в ходе которого он разговаривал с Путиным и главой российской дипломатии Лавровым. В итоге был начат американо-российский диалог на уровне вице-министров иностранных дел, а тем самым — создан новый дипломатический формат, служащий выработке соглашения между державами. В июне состоялся первый за много месяцев телефонный разговор между Путиным и Обамой.

Детали этих переговоров неизвестны. То, что обе стороны сохраняют секретность, означает, что эти контакты касаются самых важных вопросов: широкого соглашения между Россией и западными державами. Многое указывает на то, что переговоры продвинулись уже далеко. Прежде всего, заключенное в середине июня соглашение с Ираном, сторонами которого также выступают Вашингтон и Москва. На первый взгляд, эти договоренности крайне невыгодны Москве, ведь в результате в ближайшие годы цена на нефть и газ будет удерживаться на низком уровне. А экспорт энергоносителей еще недавно обеспечивал российскому бюджету почти половину доходов. В такой ситуации от заявленных Кремлем программ вооружения ничего не останется. Не будет и средств на инвестиции, особенно на развитие инфраструктуры. Под угрозой окажутся обязательства по социальным выплатам. Об углубляющейся рецессии можно даже не вспоминать.

Так что других вариантов нет: США и западноевропейские державы должны были щедро заплатить Кремлю за поддержку соглашения. И не в звонкой монете. Сложно назвать совпадением высказывание высокопоставленного чиновника Государственного департамента США спустя несколько дней после заключения иранского соглашения: он заверил, что на варшавском саммите НАТО в будущем году решение о размещении постоянных баз в Польше принято не будет. Он аргументировал это тем, что в 1997 году западные державы обязались перед Москвой не размещать «серьезные силы» на территории новых стран-членов Альянса. Не случайно и то, что в последнее время Вашингтон активизировал давление на Киев, чтобы тот исполнил свои конституционные обязательства в отношении оккупированных территорий Донбасса. Это как всегда «business as usual». Сильные державы приводят в порядок свои счета ценой слабых стран.

Солидарность держав

Следует отказаться от иллюзий: в международной политике не играют роли справедливость, честность, добро. Наивно думать, будто переговоры западных держав нацелены на то, чтобы наказать Россию и воздать ей по заслугам за войну, которую она ведет с Украиной. Державы и их лидеров интересует только конкретная выгода. За Киев никто умирать не будет.

Западные державы и Россия обречены друг на друга. И поэтому они в конце концов договорятся. Москва еще очень долго сможет продавать свою нефть и газ в основном на Запад. Там находится самый важный стратегический рынок. Большие контракты с Китаем — это пока только кремлевская пропаганда, а не реальность. Западноевропейские державы абсолютно не собираются отказываться от российских углеводородов, считая поставки с востока относительно дешевыми и стабильными. Никто в Кремле не посмеет перекрыть вентиль Германии, другое дело — полякам или украинцам. Показательно, что так называемые западные санкции не затронули сферы торговли важнейшим российским стратегическим товаром — нефтью и газом.

С геоэкономической точки зрения Россия — это сырьевая база и своеобразная периферия Запада, что кажется державам оптимальными отношениями. Путин в качестве главы крупнейшего в мире клептократического государства — лучший из всех возможных партнеров. Обворовывая свою собственную страну, он не позволяет ей модернизироваться и превращается в лучшего гаранта того, что Россия никогда не сможет конкурировать на мировых рынках с Германией, Францией или США. Парадоксальным образом не сила, а слабость Москвы обусловливает то, что Запад ведет себя с ней недостаточно решительно.

Западные державы больше всего боятся распада России. Они связывают самые мрачные сценарии не с российской армией, не со спецслужбами и не с гипотетической новой смутой. Распад же российского государства несет в себе не только угрозу глобального роста цен на стратегическое сырье, но и утраты контроля над огромным арсеналом ядерного оружия. Поэтому Запад старается не слишком докучать Москве.

Разделение сфер влияния


Путин хочет, чтобы Запад прекратил экспорт либерально-демократических ценностей на восток, а также остановил экспансию НАТО и ЕС. Поэтому он стремится заключить соглашение о разделении сфер влияния, которое бы касалось Украины, Центральной и Восточной Европы, а также других стратегических регионов Евразии. И следует ожидать, что он встретит понимание у лидеров западных стран. Какие последствия такое соглашение будет иметь для Польши? Наш регион будет открыт для влияния Москвы и останется серой зоной безопасности. Сохранится его зависимость от поставок российских энергоресурсов.

Существование серых зон безопасности призвано защитить западные державы. Их руководители не настолько глупы, чтобы слепо доверять Кремлю. Если Путин решится напасть на плохо защищенные периферии, у держав будет время организовать собственную оборону. Они будут вести «странную войну», не вступая в военные действия.

Размещение крупных военных частей на территории новых членов НАТО, благодаря которому наш регион перестал бы выступать серой зоной безопасности, сразу же втягивало бы их в вооруженный конфликт. Так что неравноценный статус стран-членов дает державам стратегическую эластичность. Поэтому саммит Альянса в следующем году может завершиться для нас прискорбным поражением.

Такой расклад будет существовать до тех пор, пока у власти будет находиться Путин. Поэтому новую систему будет отличать низкая степень институционализации. Ее будущее будет зависеть от судьбы нынешнего хозяина Кремля. Когда Путина не станет, сначала в России изменится система власти, а в результате этого потом появится новый баланс сил в Европе.