Шатер у Дворца Культуры и Науки заполнили звуки и эмоции музыки из Сибири, Якутии и Грузии: в ходе второго дня варшавского фестиваля «Перекресток культур» можно было послушать грузинский хор «Рустави» и женское якутское трио «Айархаан», представляющее искусство северо-восточной Азии.
«Мистический спектакль» — вот словосочетание, которым лучше всего охарактеризовать концерт «Айархаан». То, что можно было услышать, не вписывается ни в одну категорию, применимую к европейской музыке. Используя собственные голоса и варганы, артистки создали зрелище, которое перенесло слушателей в далекую Якутию, в регионы «не испорченные цивилизацией» или даже деревенским фольклором. Со сцены неслись яркие горловые звуки, ритмичные напевы, которые заменяли собой традиционные барабаны, имитировали шум ветра и голоса животных, а также тревожный, вводящий в транс гул варганов, игра на которых не мешала исполнительницам петь. Звучный коллаж разнородных звуков, казалось, не имел композиции, будто бы музыкантам не было знакомо понятие отдельного произведения, а лишь коллективной импровизации. Однако вопреки видимости каждый элемент был продуман с филигранной четкостью: каждая артистка знала, что в какую секунду необходимо добавить и какой инструмент взять. Из целого возникали истории, в которых мифология и онтологические вопросы соединялись с элементами, обращенными к народной стихии и воплощенной в этой музыке первобытности природы.
В песнях часто появлялись звуки, напоминающие о лошадях, — характерном символе азиатских степей, воплощающим в себе душу и свободу. Фырканье, ржание, звук стука копыт в ином контексте могли бы показаться смешными, но здесь были монументальными и порой даже пугающими. Характерны были также моменты обращения к мотивам, уходящим корнями в шаманскую музыку, которая призвана вводить в транс и оторвать человека от материального мира. Важным элементом этой искусной конструкции были также костюмы исполнительниц. В своих, немного напоминающих индейскую стилистику, традиционных нарядах, украшенных мехами и элементами из драгоценных металлов, они походили на жриц. Было просто поразительно, что после концерта они просто ушли за кулисы вместо того, чтобы раствориться в дымке.
Если более известные направления восточной музыки, в которой звучат флейты, экзотические ударные и струнные инструменты, могут навести нас на размышления о том, куда движется современная музыка, а также о том, что мы слушаем каждый день, искусство трио «Айархаан» уводит значительно глубже. До каких глубин, каждый слушатель должен ответить себе сам. Однако я советую подождать до следующего визита ансамбля в Польшу, потому что в записи их песни не звучат даже на четверть столь хорошо, как со сцены.
Выступление грузинского мужского хора «Рустави» было своеобразным возвращением на землю. Полифоническое пение не апеллировало уже к духовности в широком смысле этого слова, а ровно наоборот: оно оживляло классическую народную музыку — и ту, которую слушали, и ту, под которую танцевали. Грузию можно, без сомнения, назвать «ближним востоком» — не только в плане относительно небольшого расстояния, которое отделяет эту страну от Польши, но и с точки зрения некоторых характерных элементов. В синхронном пении этих музыкантов, обладающих разным диапазоном голоса, можно увидеть черты, сходные с григорианским хоралом. Милым акцентом выступления был инструментальный номер с флейтой и двумя струнными инструментами. «Рустави» не вызвал таких же глубоких эмоций, как «Айархаан», но в этом нет ничего удивительного, потому что более оригинальное и вызывающее массу эмоций трио выступало первым.