Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что станет с основами христианства, если за пределами Земли обнаружится разумная жизнь?

© РИА Новости Сергей Пятаков / Перейти в фотобанкЧудотворная икона "Нерукотворный образ Всемилостливого спаса"
Чудотворная икона Нерукотворный образ Всемилостливого спаса
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Папа Римский считает, что если марсианин захочет принять крещение, следует дать ему такую возможность. Но пришельцы могли бы принести с собой и собственные верования, или же представляться людям в качестве богов. Появление пришельцев может привести к религиозному кризису, оправиться от которого Церкви Земли не смогли бы и либо исчезли совсем, либо им на смену пришли бы новые.

Бог сотворил человека по своему образу и подобию и пожертвовал единственным сыном ради Спасения человечества. А что, если мы не одиноки во Вселенной? Кто же спас тех, других? И спас ли вообще? Для христианского учения обнаружение внеземной жизни стало бы серьезным вызовом.


Лиценциат теологии Веса Ниссинен (Vesa Nissinen) уже около десяти лет работает в Хельсинкском университете над диссертацией о том, как внеземная жизнь могла бы повлиять на картину мира, описываемую крупнейшими мировыми религиями, особенно — христианством. (Лиценциат — ученая степень в Финляндии, занимающая положение между магистрской и докторской степенью — прим. пер.)


Обнаружение одних только бактерий на соседних планетах, по мнению Ниссинена, произвело бы настоящую революцию в мировоззрении, соизмеримую с открытием Коперника в XVI веке. Тогда Церкви пришлось признать, что Земля не является центром мироздания, а вращается вокруг Солнца, подобно другим планетам. Обнаружение же бактерий за пределами нашей планеты сделало бы роль Земли еще менее значимой.


«В Библии описывается, как Бог создал жизнь на Земле. Мог ли Он затем отправиться создавать жизнь где-то еще?» — предлагает Ниссинен одно из возможных толкований такого открытия. Возможно и другое толкование, при котором к Богу возвращалась бы роль первопричины Вселенной. В таком случае создание жизни означало бы скорее создание подходящих для жизни условий — точка зрения того же рода, что и частичное признание теорией эволюции акта Творения.


Координатор исследований финского Центра по изучению церкви Юсси Солберг (Jussi Sohlberg) не видит во внеземной жизни никакой угрозы для евангелическо-лютеранского учения. «Это не официальная точка зрения, однако лично я не вижу никаких сложностей для религии в том, что жизнь могла бы быть сотворена и за пределами Земли».


Куда большим вызовом стало бы обнаружение именно разумной жизни. Вероятнее всего, мы могли бы заподозрить существование внеземного разума, зафиксировав какой-нибудь сигнал или наблюдая некий далекий объект, происхождение которого сложно было бы объяснить естественными причинами.


Достоверность подобной находки, скорее всего, вызвала бы горячие споры, в Церкви произошел бы раскол, однако вскоре эта находка наверняка была бы широко принята как факт.


В книге американского профессора Дэвида А. Вайнтрауба (David A. Weintraub), которая вышла в 2013 году и затрагивает данную тему, упоминается проведенное в США исследование, согласно которому в существование разумной жизни за пределами Земли верят 32% христиан. Среди атеистов и агностиков в это верят 55%, а среди мусульман — 44%.


Тем не менее, намек на существование внеземного разума поднял бы ряд интересных вопросов. Так, мы вряд ли знали бы хоть что-то об инопланетянах, да и коммуникация была бы невозможна из-за огромных космических расстояний. «В этом случае большим вопросом стал бы внешний вид инопланетян — являются ли представители далекой цивилизации, как и люди, образом и подобием Господа», — отмечает Ниссинен.


Особенно трудно пришлось бы с учением о Спасении человечества. Относилась бы милость Господа и к инопланетянам, и если да, то каким образом?


«Фактически отправных точки здесь было бы две. Один подход — воспринимать человечество как избранный Богом народ, чья цель — донести слово Божье до остальных разумных существ», — говорит Ниссинен. Именно такой позиции придерживаются в Ватикане. Бывший глава Ватиканской обсерватории Хосе Габриель Фунес (José Gabriel Funes) заявил в 2010 году, что Воскресение было уникальным в космическом масштабе событием.


Конечно, миссионерская деятельность с учетом космических расстояний представляется весьма затруднительным делом. С другой стороны, учение о Спасении человечества не впервые оказывается в непростой ситуации. И сегодня представляется сложным вопрос о людях, которые жили до Иисуса или по иным причинам никогда о нем не слышали — попадет ли Сократ в рай?


К тому же, не совсем ясно, к кому относится предлагаемое религиями мира Спасение. Так, во время исследовательских экспедиций обсуждалось, могут ли креститься аборигены или человекообразные обезьяны. Ватикан здесь занимает достаточно либеральную позицию. Папа Франциск заявил в 2014 году, что если марсианин захотел бы принять крещение, ему следовало бы дать такую возможность.


Второй подход — предположить, что Спасение даровалось каждой цивилизации во Вселенной отдельно. Хотя теория и звучит логично, она приводит к довольно странным теологическим заключениям. «Мысль об Иисусе, который носится от одной планеты к другой, принося себя в жертву, подрывает евангелическое представление об уникальности этого события», — поясняет Ниссинен.


Тяжелее всего пришлось бы, если бы с нами установила связь или прибыла на Землю более развитая цивилизация. По словам Ниссинена, в отношении такой ситуации сложно делать прогнозы. «Многое зависело бы от того, какими пришельцы оказались бы внешне. Согласно одной из теорий, межзвездные путешествия способны совершать только механические формы жизни, так называемые машины фон Неймана. А тут уже большой вопрос, нуждаются ли такие машины в Спасении».


Кроме того, пришельцы могли бы принести с собой собственные верования или же сами представляться людям в качестве богов. «Есть точка зрения, что появление пришельцев привело бы к столь масштабному религиозному кризису, оправиться от которого Церкви не смогли бы и либо исчезли бы совсем, либо им на смену пришли бы новые».


Однако не стоит забывать, что христианство в течение столетий демонстрировало умение приспосабливаться. В своей книге «Мир до вчерашнего дня» (The World Until Yesterday) профессор географии Джаред Даймонд (Jared Diamond) рассматривает значение религий в обществе. По его мнению, с большинством задач, которые традиционно выполняли религии — объяснение устройства Вселенной, создание морального кодекса, организация общества, оправдание войн — сегодня справляются естественные науки, права человека, законодательство и государство.


Остаются лишь духовные задачи, такие как, например, придание жизни смысла. Ведь естественнонаучная позиция, что жизнь смысла не имеет, подходит далеко не всем. Еще одна задача — через идею Спасения или Кармы привнести в нашу жизнь, где зло не всегда получает по заслугам, чувство справедливости.


По мнению Ниссинена, эти темы сохранят свою актуальность и после встречи с инопланетными цивилизациями. Какими бы высокоразвитыми они ни оказались, сложно представить, что они смогли бы дать удовлетворительный для всех ответ на вопрос, в чем смысл жизни, или избавить мир от несправедливости.