Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кибернетическая (без)опасность: ситуация в странах Балтии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Идея открытого и образованного общества знаний стала одной из важнейших целей большинства стран мира и международных организаций. Не исключение и Евросоюз, а также входящая в его состав Литва. Национальные программы развития общества знаний есть у всех государств ЕС, а на союзном уровне вопрос регламентируется Лиссабонской стратегией и практическим планом действий под названием eEuropе.

Идея открытого и образованного общества знаний стала одной из важнейших целей большинства стран мира и международных организаций. Не исключение и Евросоюз, а также входящая в его состав Литва. Национальные программы развития общества знаний есть у всех государств ЕС, а на союзном уровне вопрос регламентируется Лиссабонской стратегией и практическим планом действий под названием eEuropе.

В Литве «Национальная концепция развития общества знаний» и подготовленный на ее основе «Стратегический план развития общества знаний в Литве» правительство страны утвердило еще в 2001 г., а в 2005 г. увидела свет «Стратегия развития общества знаний в Литве». В этих документах говорится о том, что одним из важнейших путей к достижению намеченной цели являются информационные технологии и более широкое их использование гражданами страны. Однако перенос многих аспектов каждодневной жизни в виртуальное пространство поднимает вопрос о его безопасности, отсутствие которой может нанести непоправимый ущерб.

Читайте также: Кибератаки на российских пользователей Ustream


29 июня 2011 г. правительство Литвы утвердило «Национальную программу развития безопасности электронной информации (кибернетической безопасности) на 2011-2019 гг.». В данной области литовцы отстают от эстонцев, которые приняли аналогичную стратегию еще в 2008 г. (т.е. спустя год после кибернетической атаки на сайты своих госучреждений, бизнес структур, политических партий, а также отдельных банков и компаний, предоставляющих интернет услуги). В Латвии правовая регламентация кибернетической безопасности менее развита: этой проблеме посвящен принятый в 2011 г. «Закон о безопасности информационных технологий», а специальной программы в данной сфере нет.

Как известно, в Эстонии создан Центр кибернетической безопасности НАТО. Это важный шаг, доказывающий то, что вопрос кибернетической обороноспособности вышел за рамки национальных границ. Наличие понимания того, что защита от кибернетической преступности или политически мотивированных хакерских атак требует объединения усилий и обмена информацией, не может не радовать.



Однако такого рода сотрудничество наладить непросто: необходимо согласовать меры противодействия возникающим угрозам; создать центры, которые бы накапливали и анализировали поступающую из разных стран информацию и т.д. Сегодня объем преступных доходов в кибернетическом пространстве уже превышает прибыль от торговли наркотиками, а частота, сложность и ущерб от кибернетических атак только увеличиваются. Это доказывает история 2009 г. с сетевым червем «Conficker», целью агрессии которого стал «MicrosoftWindows»; операция «Aurora» (атаки на «Google» из Китая в 2009 г.); поразивший ядерные объекты Ирана вирус «Stuxnet» и т.д.

Также по теме: Россия - США, сотрудничество в киберпространстве

Как на этом фоне выглядит Литва? К сожалению, не блистательно. Хотя была принята вышеупомянутая «Национальная программа развития безопасности электронной информации (кибернетической безопасности) на 2011-2019 гг.», из-за экономических трудностей на ее реализацию выделяется недостаточно средств. Также пока не удается досконально выяснить, в каком состоянии находятся информационные системы госорганов, что осложняет анализ угроз и поиск способов их преодоления. В качестве ближайшей даты завершения проверочных работ называется 2013 г., но сомнительно, что они будут завершены в срок.

Однако это не единственная литовская беда: в стране нет единой системы безопасности электронной информации, недостаточно эффективно сотрудничают частный и государственный сектор, несовершенно правовое регулирование в данной области и т.д. Утешает лишь серьезный взгляд на виртуальную угрозу как таковую, и то, что в 2015 г. в рамках программы кибернетической безопасности на защиту информационных систем будет выделено 10%, а в 2019 г. - 15% средств от общего объема финансирования, выделенного на их развитие.

Читайте также: Кибер-война и мир

В то же время тенденция увеличения финансирования совпадает с тенденцией роста инцидентов информационного характера. По данным CERT-LT, в 2011 г. в Литве было проведено расследование по 21,8 тыс. сообщений о происшествиях в электронном пространстве (почти в два раза больше, чем в 2010 г.). При этом актуальность кибернетической безопасности растет и в контексте реализуемых Литвой долгосрочных стратегических проектов.

Не секрет, что шаги страны по укреплению своей энергетической безопасности не радуют Россию. В этой связи возникает вопрос: может ли Москва решиться на кибернетическую атаку? Если вспомнить о том, что в 2008 г. «неизвестные» взломщики разукрасили несколько десятков литовских сайтов советскими символами, ответ очевиден. Российские кибернетические силы на сегодняшний день являются одними из сильнейших в мире: по данным ресурса deftools.com, в их состав входит 7,3 тыс. человек с годовым бюджетом в размере 127 млн. долларов США. С таким ресурсом вряд ли Россия думает только о внутренней кибернетической безопасности.