Информация о причиненном Советским Союзом Балтии ущербе частично обобщена в книге. Однако это лишь база для дальнейших исследований, подчеркнул научный редактор книги «Ущерб, причиненный Балтии Советским Союзом» Юрис Прикулис.
В книге собраны материалы состоявшейся летом прошлого года в Риге конференции.
Руководитель Латвийского общества изучения оккупации (ЛОИО) Рута Паздере отметила, что существует много мифов о советских временах, цель этого издания и развеять эти мифы, и информировать общество. Главным образом - информировать, потому что причиненный советской оккупацией социально-экономический и экологический ущерб это также проблема нашего дня. И Европейский союз заинтересован выяснить общую сумму причиненного экологии вреда. К примеру, на санацию инчукалнских прудов сернокислого гудрона Европейский фонд регионального развития выделил 14,26 миллиона латов, Латвия – 6,11 миллиона латов. На приведение в порядок свалки токсичных отходов в Елгаве выделено, соответственно, 3,89 и 1,66 миллиона латов. Для того чтобы Балтия на средства ЕС устранила причиненный окружающей среде вред, понадобится много миллиардов евро.
Сейчас в Латвии изучается причиненный оккупацией ущерб, но не подсчитываются компенсации. Однако без цифр не обойтись. Российский ученый, публицист и критик Борис Соколов указал: если бы люди, которые в Латвии пострадали от сталинизма и оккупационного режима, жили в России, то им нужно было бы выплатить сумму до 2 миллиардов евро. «Правящая в России власть никогда не выплатит странам Балтии ущерб, возникший в результате оккупации и других перенесенных советских преступлений. Трудно поверить, что руководство России может признать вину советской власти, поскольку оно по-прежнему мечтает восстановить советскую империю, постепенно расширяя сферы своего влияния», - подчеркнул Соколов на конференции в прошлом году.
Скрупулезно изучается причиненный оккупацией СССР демографический ущерб. Прямой ущерб – немногим более 10 миллионов человеколет, а косвенный – 21 миллион человеколет. Профессор Латвийского университета Петерис Звидриньш подчеркнул, что при подсчете демографического ущерба использовались научные методы. Учтены депортации, убийство жителей Латвии, присоединение Абрене к России, война в Афганистане, на которой погибали и получали увечья мужчины из Латвии, а также авария на Чернобыльской АЭС и эмиграция в послевоенный период. К примеру, мобилизацию в Советскую армию пережили более 600 000 жителей Латвии.
Изучено влияние миграции на народное хозяйство и качество жизни. Латвия и Эстония были вынуждены принять так называемых колхозных экономических беженцев с экономически слабых территорий России. В итоге в первые послевоенные годы средняя жилплощадь в городах Латвии уменьшилась более чем в два раза - с примерно 25 квадратных метров на одного жителя в 1945 году до 12 квадратных метров в 1950 году. Подсчитано также, какими были бы доходы Латвии, если бы не было оккупации – доходы были бы в три раза больше, чем сейчас.
Экономист Улдис Осис, напомнив о печальном конце завода ВЭФ, отметил, что в Латвии военный заказ создавал огромный промышленный ущерб и после выхода из СССР. Завод ВЭФ был подвержен технологической отсталости советской системы, и после восстановления независимости он не смог конкурировать на международных конкурсах. К тому же, в Латвии производилась милитаризованная продукция, которая больше не была нужна ни на Востоке, ни на Западе.
«Мне кажется, что по каждой из упомянутых в этом реферате методик, расчетов и подходов необходимы еще более глубокие расширенные профессиональные исследования, потому что они проводятся и в других странах, в особенности в России, что можно понять, – только в чью пользу. Такие исследования нужны, чтобы нас серьезнее выслушивали и на Западе, и на Востоке, чтобы было чем аргументировать», - констатировал Осис.
Для возобновления работы комиссии по подсчету ущерба от оккупации СССР Сейм на 2013 год выделил 10 000 латов. Это ничтожная сумма, и это, скорее, следует считать жестом, который подтверждает, что Латвия не поставила точку под обобщением причиненного советской оккупацией ущерба. Упомянутая комиссия работала до 1 августа 2009 года, когда из-за кризиса ее деятельность была временно приостановлена.
Перевод: Лариса Дереча.