За последние дни вам, наверное, уже не раз доводилось слышать о том, что ситуацию на Украине невозможно понять без учета газа и зависимости Киева от Москвы в энергетическом плане. Игру ведут трое: Россия, Украина и Европейский Союз.
Европейский Союз импортирует половину потребляемого газа, тогда как на Россию приходится четверть этих объемов. Зависимость от российского газа отличается от страны к стране: почти 100% для Прибалтики, 80% для Польши, 65% для Австрии, 37% для Германии и всего 15% для Франции (здесь Россия уступает Норвегии и Нидерландам, но обходит Алжир).
Как бы то ни было, по мере истощения месторождений в Северном море зависимость Европы в ближайшие годы будет расти и достигнет 80% к 2030 году. В результате Россия с ее крупнейшими в мире запасами природного газа вполне может рассчитывать на расширение рынков сбыта в Европе. На Европейский Союз уже сейчас приходится 40% российских газовых поставок. Завтра эта цифра станет еще чуть больше. Другими словами, речь идет о в высшей степени стратегическом вопросе, как для Москвы, так и для ЕС.
Газопроводная геополитика
Газотранспортная инфраструктура всегда была одним из ключевых инструментов геополитики. Построенные газопроводы скрепляют альянсы и соотношения сил. В украинском вопросе их значимость не уменьшается, а наоборот только растет.
Исторически российский газ шел в Европу по трубопроводам через Украину и Белоруссию. Раньше на Украину приходилось 90% поставлявшегося в Европу российского газа, тогда как теперь эта цифра упала ниже 60%. Украина пользовалась таким положением и особенно не стеснялась в тратах, став главной страной-потребителем российского топлива.
Как бы то ни было, после провозглашения независимости в 1991 году Киев больше не может приобретать газ по льготным тарифам, которые некогда предлагал ему Газпром (главный инструмент и сильнейшее оружие Москвы в газовом экспорте). Кроме того, бывшей житнице советского блока не удалось добиться независимости от соседней России в энергетическом плане. Это подрывает позиции Киева в отношениях с Москвой и уже не раз становилось причиной серьезнейших кризисов.
В 2006 году Россия решила перекрыть вентиль, чтобы приструнить украинские власти, которые не согласились с четырехкратным повышением цен на газ. Этот решительный удар должен был поставить на колени бывшего сателлита. Но, несмотря на всю мощь Москвы, на руках у Киева был один важный козырь: газопроводы. В результате украинская инфраструктура сделала всю Европу заложницей конфликта Киева и Москвы. А это определенно не играло на руку Газпрому, так как Европа обозлилась на него и начала искать альтернативные пути поставок.
Обходная стратегия
Обеспечить бесперебойность поставок были призваны новые инфраструктурные проекты, к самым масштабным из которых приложил руку Газпром. В итоге сегодня газ может идти из России в Европу в обход Украины.
На севере по дну Балтийского моря был проложен идущий в Германию газопровод «Северный поток». Первая линия была тожественно запущена в ноябре 2011 года, а чуть позднее в строй вошла и вторая, удвоив пропускную способность системы.
Кроме того, на юге сейчас реализуется проект «Южный поток», который должен пойти в обход Украины в Италию по дну Черного моря. Изначально он стал причиной конфликта Брюсселя и Москвы, так как подписанные Россией с некоторыми странами Евросоюза соглашения противоречили европейскому законодательству. В энергетике вопросы всегда решаются довольно жестко, что связано с их огромной стратегической значимостью для всех стран. Как бы то ни было, «Южный поток» все же будет реализован, что означает победу России и отказ от конкурирующего проекта Nabucco, который позволил бы диверсифицировать поставки газа в Европу.
Кроме того, были успешно завершены и другие проекты вроде идущего от Каспийского моря Трансадриатического газопровода.
Зависимость и уязвимость
С появлением этих новых трубопроводов Украина перестанет быть обязательной точкой для транзита российского газа. Этот факт сокращает стратегическую значимость Украины для Европы и делает ее уязвимее для давления России, которая стремится сделать ее частью проекта Евразийского союза Владимира Путина.
Зависимость от российского газа еще больше подрывает позиции Киева. Нужно сказать, что обещание 30% снижения тарифов на газ серьезно повлияло на принятое Виктором Януковичем в конце прошлого года решение отказаться от проекта альянса с Европейским Союзом (оно стало причиной протестов на Майдане). Однако даже смещение президента Януковича никак не снимает остроту энергетической проблемы. Таким образом, диверсификация источников поставок является залогом убедительности украинской независимости.
Сможет ли Европейский Союз, не дрогнув, встать на сторону Украины и пойти против своего главного поставщика? Прагматичный взгляд на события говорит о том, что всем сторонам нужны сбалансированные отношения, что Россия нуждается в ЕС не меньше, чем тот в ней, и что у Украины есть богатства, чтобы договориться с обоими.
Тем не менее, Москва делает ставку на разногласия в Евросоюзе. А кризисы говорят о том, что даже самые большие прагматики всегда пытаются испытать на прочность игроков и продвинуть свои позиции как можно дальше перед началом переговоров.
Украине нужна Европа, чтобы освободиться от российской петли, которую так и не смогло сбросить ни одно из предыдущих правительств. Но ведь и Европе нужен российский газ, который все меньше и меньше зависит от украинских трубопроводов...