Эти мысли навеяла информация о состоявшемся в минувшую пятницу круглом столе представителей попечительских советов русских школ Таллина, вернее, о том, с какими муками он собирался. Организаторы жаловались, что людей туда было «не загнать». Это поражает, если учесть постоянные крики в комментариях и пересуды на кухнях в духе «русской школе — жить!».
Мне кажется, мы, местные русские, по сю пору не определились, кем же хотим остаться здесь, на своей земле, в Эстонии? От этого и разброд, легко позволяющий, в частности, манипулировать нами.
А вопрос стоит просто — хотим мы остаться русскими или нет?
Если нет, то, в общем, все идет своим чередом. Реформа образования, которая для эстоноязычной школы ограничивается преимущественно техническими моментами (например, слияние гимназий), в русской продолжает курс на эстонизацию теперь уже (не надо зарывать голову в песок) и основной школы. Упреждая аргумент, что, мол, все зависит от семьи, пусть наши дети учатся на эстонском, а дома мы им будем давать русский и они вырастут русскими по духу, возражу — нет, не вырастут. В условиях получившейся Эстонской Республики обэстониванию, потере русскости противостоять без русской школы невозможно.
Если да, мы хотим остаться русскими, то непонятно, почему реформирование и замыслы эстонских политиков не встречают широкого отпора ни среди учеников, ни среди учителей, ни среди попечительских советов? Почему так пассивны мамы, папы, бабушки, дедушки? Как же ахматовское «и мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»?
Если желаем сохранить, то истину — конкурентоспособность учащихся русских школ при поступлении в вузы и на рынке труда определяет не количество предметов, преподаваемых на эстонском языке, а качество преподавания самого эстонского языка — до президента, премьер-министра, депутатов всех мастей и чиновников Министерства образования и науки должны доносить буквально все русские, всем миром. А не только НКО «Русская школа Эстонии». Об организациях типа Координационного совета российских соотечественников Эстонии, Русского земского совета и т.п., практически бесплодных на ниве реальных дел для русской школы, я вообще молчу.
При массовых требованиях и обоснованных действиях картина, думаю, была бы другой. Пока же можно заключить лишь одно - эта другая картина нам сто лет не сдалась.