Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уже отлажен механизм взаимодействия в рамках совместных оперативно-профилактических мероприятий, которые проводятся два раза в год на Каспии казахстанскими пограничниками и их российскими коллегами. К формам взаимодействия можно отнести и практику совместных учений на море между ВМФ России и Казахстана, России и Азербайджана, России и Ирана.

19 июня в Москве Институтом каспийского сотрудничества была организована международная конференция «Каспийский регион в контексте кризиса международной системы права и безопасности». В ней приняли участие ведущие эксперты, представители международных организаций и диппредставительств прикаспийских стран — Азербайджана, России, Казахстана и Ирана.

На повестку были вынесены проблемы безопасности Каспийского моря. Они, как ожидается, будут в числе приоритетных тем четвертого саммита прикаспийских стран, который пройдет в Астрахани в сентябре текущего года. Будет проанализирована также проделанная экспертами прибрежных стран работа по выполнению решений предыдущего каспийского саммита, состоявшегося в Баку четыре года назад.

Согласно итоговому документу, принятому на третьем саммите, лидеры пяти прикаспийских государств договорились о подписании договора о сотрудничестве по безопасности и военной сфере. В нем постатейно указаны направления взаимодействия, даже определены госорганы стран, ответственные за решение тех или иных вопросов. В последующем планировалось выработать конкретные механизмы для решения обозначенных проблем. Примечательно, что за четыре года, истекшие со времени проведения предыдущего саммита каспийской пятерки, между отдельными странами-участницами все же были выработаны некоторые механизмы по решению проблем безопасности, и в настоящее время они с разной степенью эффективности работают. К ним следует отнести соглашение об усилении координации в вопросах взаимодействия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и о предотвращении их на Каспии, подписанное между МЧС Азербайджана и Казахстана в октябре 2010 года.

Уже отлажен механизм взаимодействия в рамках совместных оперативно-профилактических мероприятий (СОПМ), которые проводятся два раза в год на Каспии казахстанскими пограничниками и их российскими коллегами. К формам взаимодействия можно отнести и практику совместных учений на море между ВМФ России и Казахстана, России и Азербайджана, России и Ирана.

К четвертому каспийскому саммиту готовится проект договора о создании международной каспийской рыбонадзорной комиссии, которая объединит усилия стран региона в борьбе с браконьерством. Вне всякого сомнения создание контролирующей комиссии, обладающей наднациональным статусом, поможет оптимизировать усилия стран и снизить угрожающий уровень преступности на Каспии. В то же время есть еще целый ряд направлений, в которых наблюдаются пробелы и которые нуждаются в серьезной совместной работе. Поэтому принципиально важна договоренность усилить конкретными протоколами подписанные в 2010 году документы с тем, чтобы активизировать отраслевое взаимодействие по борьбе с терроризмом, наркотрафиком и другими вызовами и угрозами. К их числу можно отнести также опасность политической дестабилизации в странах региона, а также втягивания их в войну с региональными и внерегиональными игроками.

В этой связи события вокруг Украины, иранской ядерной программы, а также процесс карабахского урегулирования заслуживают особого внимания. Но если вокруг первых двух тем наметились позитивные изменения, позволяющие говорить, что вооруженное противостояние уступает место дипломатическим форматам решения проблем, то в случае с карабахским урегулированием военный сценарий не теряет своей актуальности. Армения продолжает насильственно удерживать захваченные территории, тем самым провоцируя Азербайджан на усиление своей военной мощи и разработку планов сценариев военного решения конфликта. В то же время Азербайджан настаивает на продолжении мирных переговоров, рассчитывая на их результативность. В этих условиях необходима активизация позиции прикаспийских государств, особенно России и Ирана, в процессе карабахского урегулирования на принципах, основывающихся на неукоснительном соблюдении существующих в регионе границ, а также норм и принципов добрососедства.

Нельзя не упомянуть о еще одной опасности, затрагивающей интересы по крайней мере нескольких государств региона. Речь идет о тревожных событиях, которые в настоящее время происходят в Ираке. Внешние силы, поддерживающие суннитско-шиитское противостояние в этой стране, подвергают весь регион большой опасности. В орбите интересов деструктивных сил оказываются не только Ирак или Сирия, но также Иран, Азербайджан. События в Ираке сегодня походят на большую провокацию против Ирана, но значительную опасность они представляют и для Азербайджана, где большинство населения составляют шииты. Салафитские радикальные группировки неоднократно пытались спровоцировать конфликт между суннитами и шиитами в Азербайджане. Но, к счастью, силами правоохранительных органов эти попытки удалось нейтрализовать. В то же время на фоне событий на Ближнем Востоке эти риски постоянно сохраняются. Находящийся недавно с визитом в Баку министр иностранных дел России Сергей Лавров во время встречи со своим азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым зафиксировал свою озабоченность происходящим в Ираке, и есть вероятность, что при разработке конкретных механизмов обеспечения безопасности на Каспии тема региональных рисков и нейтрализации их последствий займет особое место.