Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Только в октябре странам НАТО 12 раз пришлось поднимать в воздух истребители, чтобы напомнить российским бомбардировщикам, где заканчивается их территория. В Альянсе говорят о «методе медведя»: Ту-95 отключают передачу кода и данных о своем положении, становясь практически невидимыми для гражданских самолетов, что уже несколько раз грозило закончиться трагедией над балтийскими водами.

Мелкое море на севере Европы стало очередной после Украины ареной конфронтации России и Запада, возможно, даже более взрывоопасной.

На Балтике в наши дни проще встретить не тюленя, а медведя. И вовсе не полярного, хотя серебристая окраска может несколько вводить в заблуждение. У российских мишек, как водится, широкое брюхо. Всего их больше 40, но полтора десятка ржавеют в ангарах. Хотя они пережили не один лифтинг, сложно не заметить, что их возраст перевалил за 50 лет. Это не значит, что они неопасны. Стратегические бомбардировщики Ту-95, называемые в натовской номенклатуре «медведями», выйдя из спячки, длившейся несколько лет после окончания холодной войны, вернулись к активной службе.

Только в октябре странам НАТО 12 раз пришлось поднимать в воздух истребители, чтобы напомнить российским бомбардировщикам, где заканчивается их территория. В Альянсе уже даже говорят о «методе медведя»: Ту-95 и другие менее крупные российские самолеты в определенный момент отключают передачу кода и данных о своем положении, становясь практически невидимыми для гражданских самолетов, что уже несколько раз грозило закончиться трагедией над балтийскими водами. Российский министр обороны Сергей Шойгу на прошлой неделе объявил, что теперь бомбардировщики будут патрулировать не только Балтийское но также Карибское море и даже Мексиканский залив. Еще неприятнее «медведей» стали российские истребители-перехватчики Су-27, действия которых на Балтике все чаще напоминает самые скверные хулиганские дворовые практики. Они, зачастую на расстояние двух десятков метров, подлетают к невооруженным самолетам. К вооруженным подлетать они боятся, как шпана. Напуганные экипажи уже несколько раз рассказывали о веселящихся российских пилотах, показывающих через стекло оскорбительные жесты. Но самый важный жест — это каждый раз демонстрация брюха самолета с арсеналом ракет: как распахнутая куртка, под которой прячется бейсбольная бита.

1.
Эта осень выдалась на Балтике особенно беспокойной. По данным Североатлантического Альянса, который взял на себя, в частности, оборону воздушного пространства стран Балтии, нынешняя интенсификация воздушных и морских происшествий, происходящих по вине России, не имела прецедентов с момента окончания холодной войны. С марта в литовской зоне их было более 70, в латвийской — около 160.

По одной из версий, причина таких действий кроется в масштабной, ведущейся 10 лет модернизации российской армии: ведь отремонтированную технику нужно где-то тестировать. Реорганизации подвергся Западный военный округ, в который входят Петербург и Калининград, так что россияне должны проверить функционирование новой системы командования. Кроме того Владимир Путин в последние месяцы ввел принцип объявления внезапных учений и практически постоянной боевой готовности. Министр Шойгу говорил о зарождении у российских пилотов «здорового духа борьбы».

Причина переполоха на Балтике может быть и более советской в стиле: Россия проверяет, на что способны ее потенциальные противники в регионе. Когда весной прошлого года шесть российских самолетов (в том числе четыре «медведя») провели симуляцию атаки на Стокгольм, шведские «Грипены» даже не успели подняться в воздух. Проверка боевой готовности в случае стран Балтии имеет также дополнительную цель: контроль действий НАТО. Анализируя реакцию на свои якобы случайные выходки, Москва смотрит, насколько серьезно Альянс подходит к обороне Латвии или Эстонии.

И, наконец, внутренний и пропагандистский аспект близких встреч с натовскими самолетами. Поразительно, насколько эти инциденты были согласованы во времени и пространстве с важными политическими событиями последних недель. 17 и 18 сентября, то есть когда президент Украины Петр Порошенко находился с визитом в США и Канаде, авиации двух этих стран пришлось дважды переводить «заблудившихся» российских «медведей» на верный курс. В первую неделю сентября, примерно тогда, когда Барак Обама уверял прибалтов в Таллине, что Америка их защитит, российские истребители резвились в шведском воздушном пространстве, а в Эстонии российские спецслужбы похитили офицера местной разведки. Судя по записям в интернете, каждый эпизод запугивания (даже беззащитного самолета НАТО) воспринимается в России практически как выигранная у Запада битва. Невероятный масштаб российских бандитских действий над Балтийским морем может, однако, наводить на мысль, что в этот раз речь идет о целой войне.

2.
Балтика — это скучное, холодное и небольшое море, которое раз в какое-то время внезапно вскипает и вызывает политический шторм, писал еще в XIX веке Мауриций Мохнацкий (Maurycy Mochnacki). По мнению этого публициста из села Боянец, горячее и даже взрывоопасное значение Балтийского моря парадоксальным образом связано с его низкой температурой. Пригодное для судоходства всего шесть месяцев в году оно в каком-то смысле вынуждает связанных с ним людей к долгому бездействию. Для царской России содержание непригодного зимой балтийского флота было настоящим кошмаром. Особенно, если учесть, что безработные моряки постоянно устраивали беспорядки. В результате одного такого случая в 1917 году был свергнут и сам царь. Однако одновременно Балтийское море — это ключ к процветанию всех лежащих на его берегу стран. Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzeziński) даже сравнивает наше море с североамериканскими Великими озерами. Как и они, Балтика просто создана для региональной торговли. Она помогает сократить путь к мировым рынкам для товаров и сырья из Петербурга и Москвы, как озера — для сельскохозяйственной продукции со Среднего Запада через Чикаго — в залив Святого Лаврентия.

Доступ к этому «скучному и холодному» морю открывал окно в мир, что прекрасно осознавала Вторая Речь Посполитая. В свое время шведы хотели превратить Балтику в собственное озеро. В ходе Второй мировой войны немцы из-за Балтийского моря пытались втянуть Швецию в боевые действия на своей стороне. Россияне мечтали о российской Балтике по меньшей мере со времен Петра Первого. Последняя война Москвы со шведами, в которой те потеряли Финляндию, тоже касалась этого моря. Ближе всего к его русификации Москва оказалась в 1940 году, после того, как заняла страны Балтии в ходе советско-финской войны. Россияне уже много веков не были так слабо закреплены на Балтийском море, как сейчас, и поэтому у них появляется все больше поводов, чтобы стремиться изменить эту ситуацию.

3.
Два года назад одно из американских национальных агентств обнародовало широко обсуждаемый до сих пор отчет «Узкие нефтяные горла мира» (World Oil Transit Chokepoints). Предполагая, что уже в 2014 году более половины нефти в мире будет перевозиться судами, американцы указали на важнейшие места сужения морских путей, блокирование которых может привести к плачевным последствиям для глобальной экономики, несравнимо большим, чем последствия перекрытия Суэцкого канала в 1956.

Самое важное место занимает Ормузский пролив, где Персидский залив соединяется с Индийским океаном. Через него проходит почти вся ближневосточная нефть, а за его безопасностью следит Пятый флот ВМС США, базирующийся в Бахрейне. В 2012 году второе место в списке занимал Малаккский пролив, через который нефть получают Китай, Япония и Южная Корея. На третьем, ex aequo, находились Суэцкий канал и Босфор, а за ними шли Датские проливы, соединяющие Балтийское море с Северным, а далее — с Атлантическим океаном.

Это балтийское горло по объему идущей через него нефти оказалось уже на третьей позиции, и его значение будет лишь возрастать, поскольку россияне, осознавая возможность возникновения проблем с транзитом через Восточную Европу, в ускоренном темпе выводят на полную мощность нефтяной порт в Приморске неподалеку от Петербурга. С газопроводом «Северный поток» и открывающимися в скором времени газовыми терминалами, в частности, в Клайпеде и Свиноуйсьце, Балтика превращается в тропическое по политической температуре море.

4.
Доступ к балтийским торговым путям не представлял для России проблем вплоть до 2004 года. В советские времена под непосредственным контролем Москвы находился длинный участок побережья от Балтийской косы до Выборга с несколькими большими незамерзающими зимой портами. Даже в 90-е изменилось мало, поскольку когда Москва захотела добиться у прибалтов более выгодных условий доступа, она несколько раз прямо пригрозила введением танков.

Ситуация изменилась лишь после принятия Литвы, Латвии и Эстонии в НАТО. Жесткие угрозы стали опасными, и хотя Россия продолжает пользоваться, например, портом в Клайпеде, то уже на тех же условиях, что и все остальные. Полная свобода есть у Москвы, по сути, только в собственных портах в Калининградской области и в Финском заливе, хотя и здесь, как полагает Кйелл Алеклетт (Kjell Aleklett) из Уппсальского университета, в случае конфликта российским кораблям пришлось бы преодолевать долгий путь в недружественной обстановке вдоль натовского побережья Эстонии. Так что, по мнению Алеклетта, в России уже включилось военное мышление, что в случае войны весь балтийский флот будет легко заблокировать.

Если страны Балтии и Польша в стратегическом плане для Москвы на ближайшие годы потеряны, и в их случае она не может рассчитывать даже на нейтралитет, то роль Швеции и Финляндии остается вопросом открытым. Обе эти страны не входят в НАТО, но дискуссия на эту тему идет и в Стокгольме, и в Хельсинки. Одновременно они привыкли к идее нейтральности, которая не раз спасала их от войны. Так что игра разворачивается за два этих скандинавских государства.

5.
Первая история подходит просто для кушетки психоаналитика. Шведы сделали из своей нейтральности (принятой, впрочем, после войны с Россией) основу своей идентичности. Они тихо пересидели две мировые, а потом еще и холодную войну, чтобы после ее окончания разоружиться. Однако достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться: Балтика остается шведским морем. В самом его центре находится шведский Готланд — остров, без которого владеть Балтийским морем невозможно. Положение самой Швеции также имеет фундаментальное значение для гипотетической обороны НАТО стран Балтии, которые громче всех убеждают Стокгольм присоединиться к Альянсу.

Последние несколько месяцев могли отрезвить шведов. Все началось еще в прошлом году со симуляции атак российских «медведей» на Стокгольм и вышеупомянутый Готланд. В марте поблизости от Мальме «Боинг» компании SAS был практически протаранен российским самолетом-разведчиком, который, разумеется, ранее прекратил подавать сигнал о своем местоположении. Летом этого года экипажи шведских самолетов еще несколько раз имели сомнительное удовольствие лицезреть оскалы и средние пальцы российских пилотом.

Кульминацией стала октябрьская охота на российскую подлодку, которая, судя по всему, заблудилась где-то на мелководье вблизи от Стокгольма (если она вообще там была). Шведы отправили на поиски почти весь свой флот, но не преуспели. Корабль мог спрятаться в сотне уголков Стокгольмского архипелага, и единственный шанс его обнаружить был в подключении к операции вертолетов, оснащенных гидролокаторами. Проблема в том, что шведы в рамках экономии избавились от таких машин шесть лет назад.

6.
Российские провокации в отношении Швеции могут казаться контрпродуктивными, и даже подталкивать эту страну в сторону Североатлантического Альянса. Однако, по мнению шведского дипломата, вернувшегося недавно из Штаб-квартиры НАТО, главное место в этой российской игре занимает отнюдь не Швеция. «Швеция для россиян уже потеряна, это не означает нашего членства в Альянсе, но в случае открытого конфликта Москва может забыть о том, что Стокгольм останется нейтральным, — убежден дипломат. — На самом деле Россию интересует Финляндия», — добавляет он.

Такую на первый взгляд запутанную теорию в начале сентября распространили несколько скандинавских газет, а сейчас ее придерживается уже довольно большой круг экспертов. Полковник Ян Мертберг (Jan Mörtberg) из Шведской академии обороны говорит, что если бы России пришлось выбирать, она бы предпочла видеть в НАТО Швецию. Вступление в Альянс Финляндии означало бы, что в случае конфликта с Западом Петербург (и вся Россия) окажется отрезанным от Балтики. Прямое давление на Хельсинки (посредством запугивания самолетов или нарушения границы) наверняка склонило бы финнов к вступлению в НАТО. Сейчас более 60% из них видят в России самую большую угрозу (в начале года эта цифра составляла 30%). Поэтому Москва решила воздействовать примером, терроризируя в любом случае потерянную Швецию по принципу: дорогие финны, смотрите, что вас ждет, если вы сделает хоть один шаг в сторону Альянса. Сидите тихо, и мы вас не тронем. Де-факто Путин предлагает новую финляндизацию Финляндии. Своего рода подтверждением этой теории служит факт, что российские «медведи» обходят Финляндию стороной.

Так что игра за Балтику может вскоре приобрести для России по меньшей мере такую же важность, как конфликт на Украине, который усложняет для Москвы ситуацию в Восточной Европе, однако имеет в основном геополитическое и имиджевое значение, не неся в себе прямой угрозы стране. Кризис на Балтике и блокирование моря для товаров из России приведет к резким и катастрофическим последствиям для российской экономики. Поэтому следует предположить, что реакция России на возможные шаги НАТО в Балтийском море будет адекватна угрозе, то есть непредсказуема.

Что же делать с летающими «медведями»? Нужно научиться с ними жить. Отпугнуть их может лишь звук выстрела.