Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экс-советник президента Литвы: Дальнейшая судьба Карабаха зависит от Азербайджана

© East News / Wojtek LaskiКарабахский конфликт
Карабахский конфликт
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Азербайджан значительно прибавил в военной мощи. Особенно в то время, когда цена на нефть была высокой, и страна могла интенсивно развивать разные сферы деятельности. Что касается Армении, то здесь вопрос не только в военной мощи страны, но и в сотрудничестве Армении с Россией.

Вильнюс — «Перед странами Балтии возникла реальная угроза со стороны Российской Федерации; они должны готовиться к самостоятельному отражению атаки как минимум в течение 72 часов, пока на помощь не прибудут союзники по НАТО», — заявила 4 марта президент Литвы Даля Грибаускайте, отвечая на вопрос журналистов о возвращении обязательной военной службы. В связи с заявлением президента Литвы возникает ряд естественных вопросов.

Экс-советник президента Литвы по внешней политике, литовский политолог и экс-заместитель председателя парламентского комитета по делам Европы Альвидас Медалинскас в интервью объясняет азербайджанским читателям, насколько реальна обозначенная Литвой российская угроза, почему в современном мире России так легко удалось аннексировать Крым, что ждет Украину, и вмешается ли Российская Федерация в случае военного конфликта между Азербайджаном и Арменией.

— Прокомментируйте, пожалуйста, недавнее заявление президента Литвы Дали Грибаускайте, что Россия уже ведет войну с Литвой, и НАТО необходимо активизироваться в странах Балтии. Согласны ли Вы с мнением Грибаускайте?

— Россия еще не напала на Литву. Признаки гибридной войны не видны, но могу с уверенностью заявить, что информационная война ведется полным ходом. Литва находится в неоднозначном информационном поле. Некоторые провайдеры телевидения транслируют программы идеологического толка, даже когда власти Литвы и Латвии указывают на явный пропагандистский характер передач. Лично я надеюсь, что информационная война не перерастет даже в гибридную.

Что касается НАТО, то я могу сказать, что к сожалению, мы стали жить в такой ситуации, когда необходимо, чтобы командные штабы НАТО присутствовали внутри государства, чтобы были видны усилия самой Литвы. Все это делается для того, чтобы другая страна, а мы говорим не об «Исламском государстве», а о «Путинской России», даже не захотела пробовать реализовывать свои территориальные амбиции. Откровенно говоря, литовские политики от разных партий, и европейские в том числе, довольно спокойно смотрели на то, что Литва не выполняет свои обязательства, как члена НАТО. Имею в виду выделение двух процентов ВВП для оборонных целей. Лишь сейчас, учитывая усложнившуюся геополитическую ситуацию, мы приступили к усилению обороны государства.

— В случае, если угроза Литве со стороны Российской Федерации станет реальностью, успеет ли НАТО среагировать вовремя?

— В этом случае вопрос адресуется не только к Литве и ее военной готовности, но и к НАТО. Как я уже сказал, Литва не сделала в свое время домашнее задание, но важно другое: насколько НАТО дает ясно понять России и Путину, что лучше всего эту красную черту не переступать, потому что в противном случае будешь иметь дело с НАТО и военным потенциалом Соединенных Штатов.

Необходимо, чтобы данная позиция была продемонстрирована четко и обоснованно. В этом случае ни один здравомыслящий политик не станет вступать в конфликт со странами-членами ЕС и НАТО. Необходимо отметить, что положение Литвы отличается от, к примеру, положения Молдовы, Украины и Грузии. В отношении балтийских государств действует гарантия НАТО и пятая статья. Если бы этого не было, то угроза стала бы реальной для всего НАТО. Угроза, о которой мы говорим, и на данный момент существует довольно серьезная, и лучше всего избавиться от нее в Украине. Но в любом случае НАТО не даст возможности Путину реализовать свои территориальные амбиции ни в одной стране, входящей в состав Альянса.

— Ваш личный прогноз относительно итога противостояния на Украине?

— Для начала необходимо разобраться, для чего нужны были санкции в отношении Российской Федерации. Никто прямо не проводит параллель между Гитлером и Путиным, но если послушать речь Путина в Кремле по поводу Крыма, то аргументация почти полностью совпадает с тем, чем в свое время руководствовался Адольф Гитлер. Однако в западном обществе крепка историческая память, и всем очевидно, что Гитлера не остановили, поскольку Лига Европы в то время не использовала механизм санкций. Перед Европой встал вопрос: либо серьезные санкции, либо война. Нынешнюю ситуацию хорошо иллюстрируют слова явного недруга Украины и сторонника режима Кремля Сергея Доренко, который открытым текстом сказал, что Украина России надоела, и у РФ на данный момент есть куда более серьезные проблемы.

Что происходит сейчас? Минск-2 можно назвать последними усилиями Путина не проиграть Украину. Для него стало очевидным, что ему не удастся заполучить 8 областей Новороссии, что экономически Москва не сможет содержать Донбасс, как сейчас поддерживает Приднестровье. К тому же нужно помнить про договор с Южной Осетией и Абхазией. Поэтому за Путиным осталось последнее и изначально главное — с помощью Донбасса иметь возможность влиять на внешнеполитический курс Украины, чья ориентация направлена в сторону Запада. Однако если посмотреть на результаты опросов населения Украины российскими и украинскими социологическими службами, 50% жителей Харькова, Днепропетровска, Запорожья выступают за членство Украины в НАТО, а по всей стране цифра достигает 60%. Ход Путина оказался заведомо проигрышным.

Что может быть дальше — никто не знает. Последние события не смогли сильно прояснить ситуацию. Если посмотреть на линию фронта, то серьезных изменений с лета увидеть нельзя. Бориса Немцова убили, а прежде он хотел сообщить о свидетельствах матерей погибших российских солдат. Сейчас Путину необходимо сохранить лицо. Вопрос в том, должен ли Запад спасать его репутацию? Необходимо, чтобы президент России признал, что самолично выпустил джина из бутылки. Самое главное — как решится вопрос с Донбассом, его статусом.

В минских договоренностях указано, что выборы должны состояться по украинскому законодательству. Но если сепаратисты не воспринимают украинское законодательство, то как можно воспринимать Путина как гаранта минских соглашений? Очевидно одно: Украина не повернет с выбранного курса, поскольку сам президент России сделал все, чтобы Украина быстрее двигалась в западном направлении.

Всем очевидно, что между русскими и украинцами возникла непробиваемая моральная стена. Запад тоже прекрасно понимает, насколько важно, чтобы Украина находилась в сфере ЕС, и поддержит страну финансово и административно, чтобы образовалась ясная госструктура. Поскольку если оставить ситуацию в хаосе, то дальше проблема может выйти за границы Украины. Помимо прочего, России будет продемонстрировано, как страна может двигаться в европейском направлении в отсутствии авторитарного и коррумпированного режима.

— Вы специализируетесь на постсоветском пространстве. Как Вы оцениваете потенциал армии Азербайджана? Каков Ваш прогноз относительно возвращения Карабаха военным путем? Вмешается ли Россия, если Азербайджан попытается восстановить контроль над оккупированными территориями?

— Насколько мне известно, Азербайджан значительно прибавил в военной мощи. Особенно в то время, когда цена на нефть была высокой, и страна могла интенсивно развивать разные сферы деятельности. Что касается Армении, то здесь вопрос не только в военной мощи страны, но и в сотрудничестве Армении с Россией.

Когда Россия продала Азербайджану военную технику, Армения начала жаловаться, и Россия совершила сделку и с армянами. Ситуация, связанная с Карабахом, не движется ни в одну, ни в другую сторону, поскольку существует как локальное, региональное, так и международное равновесие по этому вопросу.

На данный момент очевидно, что дальнейшая судьба Карабаха зависит от Азербайджана, поскольку у Армении нет амбиций продвигаться дальше. Следует отметить, что значительная составляющая политической элиты Армении — из Карабаха. Поэтому важность региона выходит за рамки культурного и исторического аспекта. Что касается вопроса принадлежности, то Запад считает, что Карабах по международному праву принадлежит Азербайджану, несмотря на то, что видит близость территории к Армении во многих смыслах.

Здесь можно провести параллель с Крымом. Запад держится на принципе нерушимости границ. Если сейчас менять границы, то откроется ящик Пандоры и возникнет цепная реакция. Поэтому — да, существует позиция закрывать глаза. Понятно, что такая ситуация может продержаться очень долго, поскольку является замороженным конфликтом. Несмотря на то, что в мир возвратилась позиция силы, не только военной, но и экономической, международное право продолжает быть весомым. И оно также распространяется на территорию Азербайджана.

Самый главный вопрос: что бы делала Россия в случае перерастания конфликта в активную фазу? И никто не может гарантировать то или иное поведение Российской Федерации. Без России довольно затруднительно соизмерять военный потенциал Азербайджана и Армении. А если Россия примет определенную сторону, то что в этом случае будет делать Турция? Смотреть на происходящее со стороны или же она прибегнет к инструментам давления?

Вопрос Карабаха сейчас актуален и на мировом уровне, поскольку очевидно, что по причине потенциальной угрозы со стороны Азербайджана Армения держится за Россию и не позволяет себе сблизиться с другими странами Восточного партнерства.