Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Соблазны контрпропаганды

© РИА Новости Максим Блинов / Перейти в фотобанкТрансляция "Прямой линии с президентом России Владимиром Путиным"
Трансляция Прямой линии с президентом России Владимиром Путиным
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пропаганда эта — разумеется, мягко говоря, недостоверная — весьма эффективно влияет на русские диаспоры в странах ЕС, приобщая их к великодержавным русским ценностям (и, соответственно, отвращая от демократических европейских), способствуя, в лучшем случае, отчуждению местных русских, а в худшем — превращению их в «пятую колонну», если, не дай Бог, буйный восточный сосед задумает новую агрессию.

Популярнейший сейчас в европейских медийных и политических кругах дискурс сфокусирован на том, как противостоять и что противопоставить российской телепропаганде.

Исходные тезисы таковы: пропаганда эта — разумеется, мягко говоря, недостоверная — весьма эффективно влияет на русские диаспоры в странах ЕС, приобщая их к великодержавным русским ценностям (и, соответственно, отвращая от демократических европейских), способствуя, в лучшем случае, отчуждению местных русских, а в худшем — превращению их в «пятую колонну», если, не дай бог, буйный восточный сосед еще чего агрессивное задумает.

Вывод: необходимо принимать контрмеры, чтобы спасти утопающих в океане лживой и вредной информации русскоязычных, вернуть их в европейское лоно. В качестве спасительного средства рассматривается, в первую очередь, создание пан-европейских телеканалов на русском языке — то есть, крыть оппонента его же козырями.

Я отношусь к данной повестке дня в духе китайской кухни: кисло-сладко. И сейчас, пункт за пунктом, объясню почему.

1. Согласно дошедшим до меня данным социологических опросов, среди русских в Эстонии лояльных «путинистов» и «крымнашистов» — порядка 70 процентов. Это много, но это далеко не «все». Причем это, насколько мне известно, рекордный показатель: в других странах ЕС с немалой русской диаспорой (Британии, Германии, Финляндии) процент существенно ниже. То-есть, ситуация с «промытыми мозгами» тяжелая, но отнюдь не тотально-катастрофическая.

2. Странно полагать, что телевидение как-то особенно гипнотически воздействует на этнических русских. А также считать Киселева, Симоньян, Соловьева и прочих оглашенных из Останкино великими актерами и гениями суггестии. Равно как объяснять эффективность телезомбирования психотропными частотами, 25-ми кадрами и прочей мистикой. Пропаганда агрессивного «русского мира» так хорошо работает не потому, что она особо талантлива или убедительна, а потому, что уровень сопротивления ей у большинства не то что нулевой, а отрицательный! Люди видят и слышат то, чего их душа жаждет видеть и слышать. Весь этот зловещий бред для них — как подарок!

Как это ни странно, я вижу частичную аналогию с ситуацией второй половины 80-х годов, когда граждан СССР, вконец охреневших от совка, дефицита и генсеков, стремительно развернуло на 180 градусов, и они в одночасье возлюбили Дядю Сэма, возненавидели КПСС и с голодным урчанием накидывались на любые антисоветские разоблачения в СМИ. (Качество и степень правдивости информации тогда, конечно, были не в пример выше). А сейчас маятник отвело в противоположную сторону, и миллионы людей, утомленные комплексами имперской неполноценности, готовы махнуть H&M и Ford обратно на кирзовый сапог и АК47. Или, хотя бы, актуальный экшен с их участием в окошке зомбоящика.

3. Если что наших ура-патриотов переубедит, так это только вдребезги разбитое социально-экономическое корыто, а никакой евроканал, пусть и с миллиардным бюджетом, этот тренд перебить не сможет. Крымнашистам вообще не нужна правда, не нужна объективная информация — ни об Украине, ни о Путине. Неужто вы полагаете, что когда наконец опубликуют результаты расследования по сбитому Боингу, многие из них задумаются? Могу заранее огласить результаты замеров общественного мнения в августе 2015 года: «Америкашки подкупили комиссию» — 45%; «Гей-ропейцы подделали доказательства» — 25%; «Сбили — и правильно сделали!» — 15%; «Мы и раньше не сомневались» — 14% («пятая колонна»); «О Боже! Неужели?!» — 1% (и то вряд ли).

Имеет ли смысл работать с таким контингентом на таком поле? В плане освоения аврального евробюджета — несомненно. В плане достижения результата — имею сомнения. В Европе уже имеется два общедоступных русскоязычных телеканала с хорошими и непредвзятыми инфослужбами: Euronews и RTVi. Причем второй из них, помимо новостей и текущих событий, выдает еще и сериалы, и лайфстайл (насколько они органичны и качественны — другой вопрос) — и что, они сильно влияют? Тогда зачем третий?

4. С «кислым» покончили, переходим к «сладкому». Русскоязычные телеканалы в европейских странах не то что нужны — они жизненно необходимы! Я не сомневаюсь, что если бы в Эстонии 20 лет назад был создан хороший русский канал — не важно, общественный или коммерческий — то ситуация с диаспорой не была бы такой запущенной, множество русских не чувствовало бы себя настолько отчужденно и оторванно от жизни в республике.

5. Вопрос только в том, какими стоило бы делать эти каналы. Я рискну сформулировать три полезных принципа:

1) Локальность: вещание должно быть сфокусировано не на разборе международной ситуации или достижениях Евросоюза, а на жизни в данной конкретной стране — ее стиле, экономике, культуре, истории и текущих событиях. Попросту говоря, главная задача канала — не открыть глаза на «страшную правду» о России, а помочь русским лучше узнать и понять Эстонию.

2) Молодежность: я бы определил целевую аудиторию канала как от нуля до 40-45. Пенсионеры — весьма значительная, но самая неповоротливая часть общества; мне как-то не верится, что люди умудренные, но не сумевшие (или, скорее, не захотевшие) «встроиться» в европейскую систему за 25 лет вдруг сделают это под влиянием нового телеканала. Молодежь — другое дело; она с удовольствием ловит новую информацию.

3) Честность: нельзя уподобляться оппонентам с российских федеральных телеканалов. Отвечать пропагандой на пропаганду, демагогией на демагогию, истерикой на истерику. В краткосрочной перспективе это может создать впечатление безоружности — дескать, они давят на эмоции, набирают рейтинг, а мы что же?! Однако думать надо не только о злобе дня, но и о будущем. А в перспективе долгосрочной только честный канал может завоевать авторитет и доверие. Нельзя забывать и о профессиональном самоуважении журналистов — благородном чувстве, с которым многие мои российские коллеги, к сожалению, распрощались.

От редакции Delfi.ee: возможность комментирования закрыта по просьбе автора.