Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рижский саммит: чемодан без ручки для Армении

© AP Photo / Thierry CharlierПрезидент Армении Серж Саргсян в штаб-квартире Европейской комиссии в Брюсселе
Президент Армении Серж Саргсян в штаб-квартире Европейской комиссии в Брюсселе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Армения едет на саммит Восточного партнерства, чтобы — что? Прогнозы экспертов оптимистичны, и они ожидают, что в Риге будет подписан документ о возобновлении переговоров между Республикой Армения и Европейским союзом. Чем обоснованы эти ожидания?

Как известно, 21-22 мая в Риге пройдет саммит стран «Восточного партнерства». Участие в саммите подтвердили президент Украины Петр Порошенко, президент Армении Серж Саргсян, президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Молдавии Николай Тимофти, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили и премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков.
 
Предел ожиданий участников (за исключением Украины и Армении) от саммита — парафирование соглашения в области упрощения визового режима. Однако уже сегодня ясно, что «претендующим» не стоит питать иллюзий и ожидать на Рижском саммите желаемой визовой либерализации. Этого не будет. Вместо этого странам будет дан наказ, естественно, с благими намерениями, ибо на кону достижение амбициозной цели — продолжить работу над так называемым «домашним заданием» и «исправлением ошибок». Одним словом, сюрпризов, в этом плане, не ожидается.
 
В тоже время у этого саммита, в отличие от предыдущих, есть некоторые нюансы.
 
Киев ждет, что Рижский саммит станет «моментом истины» и будет настаивать на необходимости отобразить в декларации саммита важные для украинцев сигналы, в том числе касательно визовой либерализации, подписания Соглашения о совместном авиационном пространстве, расширения доступа на рынки ЕС и помощи в реализации Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли. При этом прозрачно намекает, что если окончательно будет сформирован «ничего не говорящий» документ, то страна может вообще отказаться от подписания декларации.
 
Объективно конвульсии Украины понятны и объяснимы. Но облегчат ли ее состояние «европейские партнеры», станет известно лишь после Рижского саммита.
 
Не менее интригующим представляется и участие Армении на саммите Восточного партнерства. И вот почему.
 
Радужные ожидания
 
Армения едет на саммит Восточного партнерства, чтобы — что?
 
Прогнозы экспертов оптимистичны, и они ожидают, что в Риге будет подписан документ о возобновлении переговоров между Республикой Армения и Европейским союзом. Чем обоснованы эти ожидания? По мнению последних, если на протяжении полугода между Ереваном и Брюсселем шли не только активные переговоры, но и стороны пришли к согласию в тех сферах, в которых это не противоречит (читай — раздражает) интересам России, то получение «мандата на возобновление переговоров» есть логическое продолжение данного рабочего процесса. Добавим, что о намерении Армении и Евросоюза подписать соглашение о сотрудничестве заявляют и официальные представители внешнеполитического ведомства.
 
Так, комментируя возможность подписания на саммите в Риге нового соглашения, заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян отметил, что в уже обсужденные документы торгово-экономической сферы необходимо внести поправки и изменения, которые исключат возникновение противоречий между обязательствами, принятыми Арменией в связи со вступлением в ЕАЭС, и возможными договоренностями с ЕС.
 
Таким образом, Армения уверена, что результат ее ожиданий не разочарует. Ибо Ереван уверен, что препятствий на пути сотрудничества с ЕС в контексте членства Армении в Евразийском экономическом союзе — нет (как пример, приводится Казахстан, который с ЕС недавно подписал расширенное экономическое соглашение); Евросоюз заявляет, что готов работать с Арменией в рамках «Восточного партнерства», несмотря на вступление страны в Евразийский экономический союз; все аспекты возможного соглашения предварительно обсуждены и согласованы.
 
Словом, Россия молчит, Евросоюз раскрыл руки для объятий, Армения улыбается и машет им обоим. Армения довольна, поскольку уверена, что проводимая ее долгие годы политика «и-и», не подведет и на сей раз. Разве? Насколько сегодня вписывается политика «и-и» в геополитическую мозаику? Все это уж больно слишком хорошо, чтобы быть похожей на правду...
 
Танцы с Европой

 
Пару слов об отношении «европейских партнеров» к политике «и-и». За несколько дней до саммита «Восточного партнерства» новоназначенный посол Польши в Армении Ежи Новаковский дал интервью Радио «Свобода». Интервью было более чем откровенным. Посол выразил надежду, что на предстоящем в Риге очередном саммите ЕС по «Восточному партнерству» официальный Ереван разъяснит (!) свою позицию, представив возможные границы сотрудничества с ЕС. «В Польше есть поговорка — танго танцуют вдвоем. Комиссар по вопросам расширения ЕС Йоханнес Хан во время своего последнего визита в Ереван сказал, что Европа готова танцевать с Арменией. Насколько эмоциональным будет танец, зависит от второго партнера», — образно выразился посол. Безусловно, посол прав, тем более что речь идет не о танце, а о том, что Армения может оказаться (причем добровольно) между молотом и наковальней.
 
Кроме того, посол был столь любезен и пояснил, что, дескать, программа «Восточного партнерства» жива, однако ее цель — не уводить страны, которые сотрудничают с Россией, как это представляет Кремль. Хотя не скрывается — хотелось бы, чтобы Армения была как можно ближе к Европейскому Союзу...
 
Возникает простой, но жесткий вопрос: зачем? За грустные армянские глаза? Конечно, нет. Ибо политика программы ЕС «Восточное партнерство» направлена на укрепление позиций Запада в фокусных государствах и их отрыв от России. В значительной степени это происходит под влиянием США, не заинтересованных в стабилизации ситуации на евразийском континенте, развитии интеграционных процессов с российским участием.
 
Далее, что касается вопросов «близости». Для этого Армении (и не только) надо будет очень постараться, дабы соответствовать «европейским ценностям». Поэтому, в действительности, заявляя на словах о принципах невмешательства во внутренние дела других государств, Брюссель, а также прозападные НПО и СМИ на деле наращивают (и будут наращивать) «правозащитное давление» (в частности, на Ереван, где они активизируют поддержку армянской оппозиции, провоцируют антиправительственные выступления). Так что армянские представители должны быть готовыми к тому, что краеугольным камнем на саммите в Риге могут стать дискуссии по правозащитному досье. Жесткой критики следует ожидать от Великобритании, Дании, Нидерландов, Швеции, Португалии, Хорватии и Румынии.
 
Не в евро счастье, а в их количестве?

 
Говорят, что не в евро счастье, а в их количестве. К чему мы это?
 
Недавно, в правительстве Армении состоялась церемония начала реализации 8 соглашений в рамках финансирования (на общую сумму более 77 млн. евро), предоставляемого Армении Европейским Союзом. При этом глава делегации ЕС в Армении Траян Христеа отметил, что Армения в рамках «Восточного партнерства» из расчета на душу населения является вторым крупнейшим получателем средств ЕС. Он сообщил, что 8 соглашений призваны стимулировать развитие в основных сферах двустороннего сотрудничества — сельского хозяйства, территориального развития, содействовать комплексному управлению в сфере миграции и границ, антикоррупционным реформам и реформе гражданской службы, укреплению гражданского общества и прочее.
 
Словом, для «второго» крупного получателя средства найдутся, но, как говорят в таких случаях, суббота иногда может прийти раньше пятницы. Дело в том, что сегодня Украина находится в сложном экономическом положении, и заявляет, кстати, не безосновательно, что в Брюсселе есть понимание того, что ей необходимо дополнительное финансирование. Дополнительное финансирование без головной боли можно найти только в одном случае, если следовать закону сохранения материи, согласно которому масса веществ, поступающих в какую-либо систему, равна массе веществ, покидающих эту систему.
 
То есть в намерение Брюсселя входит пересмотр утвержденных размеров финансовой помощи для фокусных стран «Восточного партнерства» в 2015 году. Так, 90 процентов всего бюджета этой программы будут перенаправлены на Украину в ущерб другим участникам.
 
Цель Рижского саммита — расширение антироссийской коалиции
 
Ну, и наконец, о целях Рижского саммита. Хотя Брюссель неоднократно заявлял, что Россия ошибочно рассматривает саммит «Восточного партнерства» как антироссийский, однако без сомнения истинными целями предстоящего саммита «Восточного партнерства» станут отнюдь не вопросы расширения сотрудничества и создания на территории Европы пространства, где господствуют принципы мира и добрососедства. Как раз наоборот, мероприятие превратится в площадку для истерических нападок на Москву, где будет предпринята попытка расширить антироссийскую коалицию путем вовлечения (точнее — вербовки) в нее государств, пока еще не являющихся членами ЕС.
 
В тоже время очевидно и другое. А именно: Москва отреагирует жестко и принципиально. И об этом она уже предупреждает. Между прочим, предупреждение, скорее всего, касается и стран-партнеров Евросоюза, к которым Москва, в отличие от Брюсселя, не будет проявлять «индивидуального» подхода. Не станет ли саммит в Риге для Армении тем самым тяжелым чемоданом без ручки? И нужно ли это ей вообще?