17 июля 2014 года в районе Тореза и Снежного в Донбассе потерпел крушение лайнер Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, совершавший рейс MH17 Амстердам — Куала-Лумпур. Рассказываем о главных событиях в расследовании катастрофы.
Спустя ровно год после крушения лайнера MH17 по-прежнему неясно, что же на самом деле произошло. На западе сложился консенсус, что лайнер подбили вооруженные сторонники ДНР из российской системы «Бук». Россия обвинения последовательно отвергает и обвиняет в ответ Украину.
Так же последовательно Россия сопротивляется созданию международного трибунала по делу о крушении. Это предложение Малайзии поддержали Нидерланды, Украина и Австралия. Однако накануне годовщины катастрофы против трибунала высказался лично Путин.
Родственники погибших, тем временем, винят во всем боевиков. Они подали иск против бывшего лидера вооруженных сторонников ДНР Игоря Стрелкова почти на миллиард долларов.
Однако на сегодня достоверно известны только некоторые технические детали: самолет летел на высоте 10,05 км — по просьбе диспетчеров снизился (план предусматривал полет на 10,66 км) и слегка отклонился от курса к северу. А в 16:23 по местному времени (17:23 по московскому) исчез с радаров. Официальное расследование подтвердило лишь, что лайнер был сбит. Но кем и чем?
Война версий
Две основные версии были выдвинуты в первые же часы после трагедии: либо ракета из российского Бука, как утверждали украинцы, либо ракета типа «воздух-воздух» из украинского штурмовика — на этом настаивали вооруженные сторонники ДНР и ЛНР.
В поддержку украинской версии сыграло еще и сообщение от штаба боевиков на странице ВКонтакте — о сбитом Ан-26, которое, правда, потом удалили.
Украина и Россия возложили ответственность друг на друга. На заседании Совбеза ООН 18 июля представитель США Саманта Пауэр (Samantha Power) не исключила, что систему «Бук» вместе с опытным экипажем боевики получили из России. А через пару дней госсекретарь США Джон Керри (John Kerry) прямо обвинил в этом Москву. «Довольно ясно, что это система, которая была передана из России в руки сепаратистов», — сказал он в эфире CNN 20 июля 2014 года.
Россия, в свою очередь настаивала, что не отправляла в Донбасс свои зенитные комплексы. Ни комплекс «Бук», ни какие-либо другие вооружения и военная техника Вооруженных сил России государственную границу РФ на украинском участке не пересекали, заявил Интерфаксу официальный представитель минобороны РФ.
19 июля 2014 со своей версией случившегося выступила Служба безопасности Украины. Согласно ее данным, в день крушения в районе городов Снежное и Торез находилась система «Бук», предположительно привезенная из России.
Позднее в интервью Би-би-си глава украинской контрразведки Виталий Найда заявит, что Россия на самом деле собиралась стрелять по собственному рейсу «Аэрофлота», чтобы оправдать военное вторжение.
«Мы знаем наверняка, что Россия готова была ввести войска в тот день», — заявил Найда корреспонденту Би-би-си Джону Суинни (John Sweeney).
Версию о Буке неожиданно подкрепил один из авторитетных полевых командиров ДНР Александр Ходаковский, который рассказал, что видел установку.
«Я знал, что Бук шел из Луганска... Скорее всего, его вернули для того, чтобы убрать доказательства присутствия. Вопрос в том, что Украина получила заблаговременные свидетельства того, что повстанцы располагают, по вине России, этой техникой, и не только не предприняла ничего для того, чтобы безопасность обеспечить, но и спровоцировала применение этого типа вооружений в отношении самолета, который пролетал с мирными гражданами», — сказал полевой командир в интервью Reuters 23 июля 2014.
Позже, правда, Ходаковский заявил, что его неправильно поняли.
21 июля с ответной версией выступило минобороны РФ. Суть российской версии сводилась к тому, что Буки Россия никому не передавала и засекла в день крушения украинский штурмовик Су-25.
По словам российских военных, между штурмовиком и лайнером было от 3 до 5 километров — достаточно, чтобы попасть ракетой класса «воздух-воздух».
Официальное расследование
21 июля Нидерланды открыли официальное расследование. В группу следователей войдут 24 человека, включая специалистов из Украины, Малайзии, Австралии, Германии, США, Великобритании и России. К расследованию будут также привлечены Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и Интерпол.
Миссия ОБСЕ из 20 человек к тому времени уже работала под Торезом. Однако наблюдатели жаловались, что не могут получить полного доступа к месту трагедии.
«Они могли войти лишь на 200 метров внутрь зоны крушения. В наблюдателей не стреляли, были выстрелы в воздух. Надо полагать, в качестве предупреждения», — сообщила РИА Новости сотрудник пресс-службы ОБСЕ Наташа Раджакович 18 июля 2014 года.
Работа миссии ОБСЕ на месте будет затруднена в течение всего года. Несколько раз группа попадет под обстрел. Что также станет поводом для взаимных обвинений России и Украины.
Совбез ООН 21 июля принял резолюцию, в которой призвал все стороны не мешать расследованию.
А 9 сентября 2014 года года Нидерланды представили предварительный отчет о расследовании. Главный вывод: самолет взорвался в воздухе в результате «проникновения множества высокоэнергетичных объектов». Вопрос о том, что это за объекты и кто их запустил, так и остался открытым.
Неофициальные расследования
22 июля 2014 года США обнародуют данные разведки: вооруженные отряды ДНР сбили Boeing по ошибке. Доказательств прямого участия Москвы спецслужбы США не нашли, однако заявили, что Россия, вооружая сепаратистов, «создала условия», которые привели к гибели лайнера.
Минобороны РФ потребовало доказательств. «Их, с позволения сказать, еще доделывают?» — заявил представитель ведомства Анатолий Антонов в эфире канала «Россия 24».
А 19 октября 2014 года Федеральная разведывательная служба Германии BND заявляет, что ни версия Украины, ни версия России не соответствуют действительности. По данным немецких спецслужб, формирования ДНР действительно стреляли из Бука, но захваченного на одной из украинских баз.
В отсутствие ответов от официального следствия свои расследования начинают блогеры и журналисты.
22 декабря 2014 года в газете «Комсомольская правда» выходит интервью с секретным свидетелем, предположительно сотрудником авиабазы. Свидетель утверждает, что Boeing сбил украинский летчик Волошин. Якобы в день крушения он вылетел на штурмовике Су-25 с ракетами «воздух-воздух», вернулся уже без них, был сильно напуган и бросил фразу «самолет не тот».
Существование летчика Волошина Служба безопасности Украины признала, однако заявила, что в день катастрофы он полетов не совершал.
В начале октября 2014 года группа КиберБеркут обнародует доклад начальника войск ПВО ВСУ Игоря Зорина, полученный якобы из внутренних сетей минобороны Украины. В докладе приводятся фото осколков ракеты и утверждается, что эти «деформированные осколки являются поражающими частями боевой части 9Н314 зенитной управляемой ракеты 9М38 зенитного ракетного комплекса 9К37 «Бук» или «Бук М1».
С октября по март 2015 свои выводы публикуют группа Bellingcat, Reuters, голландский канал RTL и российский журналист Сергей Пархоменко. Они анализируют осколки, фотографии с места, спутниковые снимки, опрашивают жителей и сходятся в том, что по самолету стреляли ракетой из системы «Бук» и указывают на место предполагаемого пуска — недалеко от Снежного, к югу от деревни Червоный Жовтень (Красный Октябрь). Это территория, подконтрольная вооруженным сторонникам ДНР.
В мае 2015 «Новая газета» публикует секретный документ военных инженеров, имеющих отношение к концерну «Алмаз-Антей» — производителю зенитных комплексов, участвующего в официальном расследовании крушения. В докладе говорится, что малайзийский Boeing над восточной Украиной сбит ракетой 9М38М1 из состава зенитного ракетного комплекса «Бук-М1».
Спустя месяц, 2 июня 2015 года гендиректор концерна «Алмаз-Антей» подтвердил эту информацию. Намекнув однако, что ракета была выпущена украинскими ПВО — на это указывают тип ракеты и угол поражения.
При этом глава военно-промышленного концерна постарался как-нибудь избежать того, чтобы прямо опровергать версию о том, что Boeing сбил украинский штурмовик, которой ранее придерживалось минобороны РФ.
Данные инженеров «Алмаз-Антей» будут отправлены в Нидерланды. Оттуда российским участникам следствия уже прислали черновик итогового доклада по расследованию крушения MH17. Данные его не разглашаются, однако представители Росавиации уже заявили, что документ оставляет больше вопросов, чем ответов.
Результаты официального расследования обещают огласить в октябре этого года.