Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия не столько сотрудничает с США, сколько соперничает, пытаясь либо предотвратить какие-то процессы, либо найти им противовес. Как Россия, так и США прекрасно понимают, что постепенное снятие санкций против Ирана приведет к активизации страны в регионе, что означает столкновение с интересами новой державы, а это еще больше осложнит игру.

США очевидно активизировали переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта, хотя пока и сложно сказать, к чему это ведет.
 
После московского визита американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика и встречи с заместителем главы МИД РФ Григорием Карасиным в Москву с внезапным визитом прибыл глава азербайджанского МИД Эльмар Мамедъяров. После встречи с Мамедъяровым глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что «пришло время для интенсификации переговоров по урегулированию нагорно-карабахской проблемы». О чем конкретно беседовали Лавров и Мамедъяров, осталось неясно. Но тот факт, что сразу после переговоров Лавров провел телефонный разговор с главой МИД Армении Эдвардом Налбандяном, подсказывает, что Россия предпринимает определенные шаги, причем, не в рамках Минской группы, а выступает с отдельной инициативой.
 
Интересно и то, что в начале недели состоялся визит сопредседателей МГ ОБСЕ в регион с целью организовать очередную встречу президентов Армении и Азербайджана. Выходит, что Россия, опережая сопредседателей, либо пытается изменить ситуацию, повлиять на настроения сторон, либо просто взять инициативу в свои руки — пока по непонятным причинам. Нельзя не заметить, что активность Москвы стала наблюдаться на фоне московского визита Уорлика, из чего можно заключить, что либо Москва действует назло Вашингтону после получения от Уорлика определенных месседжей, либо в контексте полученных от США при помощи Уорлика каких-то новых предложений. Учитывая противоречивость целей, преследуемых США и Россией в регионе, второй вариант кажется маловероятным, но не невозможным, если учитывать результаты взаимодействия в иранском вопросе.
 
Тем не менее, более вероятным кажется то, что Россия не столько сотрудничает с США, сколько соперничает, пытаясь либо предотвратить какие-то процессы, либо найти им противовес. Как Россия, так и США, прекрасно понимают, что постепенное снятие санкций против Ирана приведет к активизации страны в регионе, что означает столкновение с интересами новой державы, а это еще больше осложнит игру. И тот факт, что Россия и США активизировались на фоне достижения соглашения по иранской ядерной программе, выдает их планы — в своих интересах решить карабахский конфликт до того, как Иран войдет в игру. Это не может не усилить соперничество между странами-сопредседателями.
 
С другой стороны, в интервью российской газете «Ведомости» Джеймс Уорлик практически пригрозил Москве новым мировым кризисом и изоляцией, если страна попытается единолично разместить на линии соприкосновения миротворцев. Поскольку это возможно при полномасштабной войне, то предупреждения Уорлика с одной стороны означают, что США высоко оценивают вероятность возобновления войны по инициативе Москвы, с другой — подчеркивает нежелание мириться с таким сценарием и, что самое главное, позицию Вашингтона возобновить переговоры на основе Мадридских принципов. Пожалуй, поэтому Уорлик активно заговорил об этих принципах, хорошо осознавая, как болезненно это воспринимают общества обеих стран.
 
На днях в Ереване Уорлик вновь заявил, что решение конфликта невозможно без уточнения статуса Нагорно-Карабахской Республики, возврата Азербайджану оккупированных территорий и неизбежности размещения на линии соприкосновения международных миротворцев. США делают все для того, чтобы эти принципы стали предметом широких обсуждений для подготовки обществ к уступкам.
 
Если дело действительно в различии позиций США и России в вопросе урегулирования конфликта, то нынешний процесс — не что иное, как борьба между возобновлением войны и ее предотвращением. Во всяком случае, то обстоятельство, что азербайджанская армия еженедельно проводит учения, говорит об определенных ожиданиях Баку от этих процессов.
 
Подобные ожидания есть и в Ереване. На днях президент Армении Серж Саргсян на встрече с председателем Европейского Совета Дональдом Туском выступил с беспрецедентно жестким заявлением в адрес Европы. Саргсян обвинил европейские структуры в том, что они ставят знак равенства между Арменией и Азербайджаном, отметив, что Европейские игры в Баку показали, какая из сторон ответственна за напряженность в Карабахском конфликте. Это уже не реакция на открытые угрозы со стороны Баку. Это конкретный месседж о том, кто будет ответственен за возможную войну, и в какой степени международная общественность сама приближает этот нежелательный момент.