Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Евангелие от Иоанна 15:13.)
Категория sostradanija (сопереживания страдающим и проявления к ним милосердия) – это один из важнейших и прекраснейших элементов российской православной ментальности. Это "молитвенное и жизненное соединение, разделение с другими радости и печали: что перенес сам сострадающий, в чем у него есть опыт, в том он может прийти на помощь тем, кто подвергся искушению веры" (архиепископ Шимон Романчук (Szymon Romańczuk)). Великолепный пример русского сострадания показали жены декабристов, отправившиеся за ними на сибирскую каторгу.
Поведение Путина и Медведева перед лицом польской трагедии в смоленском лесу – это прямое свидетельство их "русскости", и, в любом случае, их стремления к тому, чтобы мы увидели в них сочувствующих россиян, а не (как это нередко у нас бывало) холодных наследников тоталитарной советской действительности. Путин вместе с Медведевым молятся в церкви и ставят свечки за погибших в катастрофе, произносят необыкновенно теплые послания, объявляют национальный траур (в России еще никогда не объявляли траур не по гражданам страны). Они действительно растроганы. У "холодного" Путина в глазах стоят слезы, он непроизвольным жестом обнимает плачущего Туска. Они определенно делают больше, чем им положено по должности, по обязанностям, исходя из чьих-либо ожиданий.
А другие россияне? Достаточно просмотреть российские СМИ, чтобы убедиться, сколько в них сострадания. Сколько цветов и свечей в Катынском лесу, перед польским посольством, консульствами! А сколько электронных писем, смс, звонков с соболезнованиями мы получили от знакомых из России и от совершено незнакомых людей (они нашли в Интернете адрес и sostradajut)!
К счастью, большинство из нас, поляков, замечает и ценит эти жесты, и надеется, что трагедия под Смоленском изменит к лучшему не только нас самих, но и наши отношения с Россией. Однако есть и такие люди, которых уже не изменит никакая трагедия, которые уже унюхали заговор. Вот, например, депутат партии "Право и Справедливость" (PiS) Артур Гурский (Artur Górski) в понедельничном номере "Nasz Dziennik" пришел к выводу, что "Россия нас обманывает", что "Россияне хотели помешать Качиньскому принять участие в субботних мероприятиях, чтобы их ранг и послание не затмили того, что происходило несколькими днями ранее. Понятно, что президент Качиньский не успел бы на церемонии в Катыни из Минска, а тем более из Москвы, тогда они не имели бы официального ранга и не оттенили бы своим содержанием российское послание, сделанное раньше". Наполненная чудовищной ненавистью клевета – и это от человека, инициировавшего проект постановления о провозглашении Христа Королем Польши, то есть якобы христианина.
А каким же было это "российское послание", сделанное несколькими днями ранее?
В среду в своей катынской речи Владимир Путин остро и недвусмысленно отмежевался от тоталитаризма и сталинизма. Он выступил там и в защиту русского начала: "Десятилетиями циничной ложью пытались замарать правду о катынских расстрелах. Но было бы такой же ложью и подтасовкой возложить вину за эти преступления на российский народ".
Немногим ранее (30 марта) Адам Даниэль Ротфельд (Adam Daniel Rotfeld), заместитель Польско-российской группы по сложным вопросам, член "Совета мудрецов" НАТО, сказал в интервью журналу "Przekrój", что Катынь, будучи местом общей боли, может способствовать согласию и примирению, однако "для этого необходимо понять элементарную истину – убивали поляков не россияне, а преступный режим, а он был врагом в равной степени и для тех, и для других".
Катынь стала в двойной мере местом общей боли. Так оценим же сострадание россиян и потянем им навстречу руку во имя сопереживания и проявления милосердия. И лишь бы только такой шанс не повторялся больше ни у нас, ни у них.
Анджей де Лазари - советолог из университета города Лодзь.