«Мы отнюдь не дикий народ, способный только воевать», утверждает атаман Виктор Водолацкий.
Они любят заявлять о себе как о свободном и демократичном народе, который сумел добиться этого статуса одним из первых в мире. Эта гордость дополняется глубоким чувством патриотизма, которое пытались вытравить из них в период коммунистического правление и которое в последние два десятилетия возрождается с новой силой.
Сейчас российские власти направляют свои усилия на возрождение и укрепление традиций русского казачества. Несколькими своими Указами президент России Дмитрий Медведев учредил на государственном уровне гербы, знамёна и иные символы казачьих обществ.
«Это означает большое признание того, что существовало в казачьем обществе до революции», заявил в интервью газете La Vanguardia атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий. «Казаки вновь стали одной из государственных сил, составляющих Россию». «"Казаки всегда играли исторически важную роль в укреплении российской государственности, служили верой и правдой, осваивали Сибирь и Дальний Восток, основали новые города, развивали экономику страны», напомнил в прошлом году президент Дмитрий Медведев на встрече с атаманами самых больших войсковых казачьих обществ. Когда мы говорим об организации казачьих обществ, то многие из используемых терминов имеют военный уклон. Наиболее яркий пример – слово «войско». «В России насчитывается десять зарегистрированных казачьих войск», заявил заместитель Руководителя Администрации Президента России, председатель Совета по делам казачества Александр Беглов. Атаман Водолацкий поясняет: «На казачьем диалекте слово «войско» обозначает высшую форму организации казачества. Это общество равноправных граждан, способных ответственно принимать и выполнять решения. Это одна из самых древних форм демократии».
Как подчёркивает Беглов, согласно оценкам экспертов, «около семи миллионов жителей России считают себя казаками. Более 700 000 состоят в казачьих войсках». Российские власти планируют провести перепись всех казачьих организаций в стране. «Количество незарегистрированных организаций превышает 600», уточнил Беглов. В России и за её пределами казаки пользуются славой непобедимой военной силы. И всё же, казаки – не только воины. «Мы гораздо меньше знаем о казачьих предпринимателях, коммерсантах, изобретателях, пилотах, рыбаках и земледельцах», продолжает атаман Водолацкий. «Мы отнюдь не дикий народ, способный только воевать». Это отнюдь не означает, что мы недооцениваем военные заслуги казаков в истории страны. Скорее наоборот. В царской армии казачьи отряды играли весьма важную роль. Как правило, это был четвёртый полк в конных дивизиях, а также они выполняли задачи, схожие с теми, которые сегодня решает спецназ. Хотя при Советской власти казаки были оттеснены на обочину социальной жизни, в трудные годы Великой Отечественной Войны были сформированы казачьи полки. «Они вновь проявили свои высокие бойцовские качества. Однако сражались они не за коммунизм, а за свой народ», отметил Водолацкий.