В понедельник Дмитрий Медведев подписал закон о реформе крупнейшего из российских правоохранительных ведомств. Теперь оно снова, как в царские времена, будет называться полицией.
По мнению критиков, изменения, которые г-н Медведев лично проталкивал не один месяц, недостаточно защищают права человека и меняют культуру службы, пораженной, как признают даже представители Кремля, коррупцией и злоупотреблениями.
Г-н Медведев посетил в понедельник одно из московских УВД, чтобы объявить о подписании закона, названного им «историческим». По плану, вступающему в действие 1 марта, многим из 1,4 миллиона российских сотрудников милиции придется пройти переаттестацию. Не прошедшие ее будут уволены, а прошедших вознаградят повышением зарплаты.
Сторонники нового закона говорят, что он должен превратить вызывающих страх агентов власти в защитников общественной безопасности по западному образцу. По словам г-на Медведева, отказ от восходящего к советским временам названия «милиция» был необходим, чтобы подчеркнуть глубину изменений.
Однако, несмотря на масштабную кампанию в поддержку закона, начатую государственными СМИ, и организованное Кремлем обсуждение в Интернете, опросы показывают, что большинство россиян не рассчитывают на улучшение ситуации в результате реформы. Премьер-министр Владимир Путин, которого многие считают старшим партнером в российском правящем тандеме, также отнесся к переменам без энтузиазма.
Тем не менее, в последние месяцы цепь громких неудач правоохранительных органов сделала необходимость перемен очевидной. Следствие обвиняет милицию в том, что она в прошлом месяце не предотвратила теракт, позволив террористу смертнику убить 36 человек у зоны прилета крупнейшего аэропорта в Москве. В декабре ОМОН не смог справиться с беспорядками, которые устроили у стен Кремля тысячи радикальных националистов.
«В документе зафиксированы основополагающие принципы правового государства - запрет пыток, приоритет соблюдения прав человека, – заявила изучавшая закон рабочая группа правозащитных организаций. - Однако эти принципы не подкреплены нормами самого закона, что делает их декларациями с отсутствием перспективы применения на практике».
В понедельник г-н Медведев согласился с критиками в том, что закон не идеален и пообещал, что в дальнейшем в него будут вноситься изменения.