Москва – Раньше Кристофер Уинн (Christopher Wynne) использовал свой российский опыт для расследования распространения оружия для американского правительства. Теперь он связан с геополитикой в другой сфере: развертывание американского фаст-фуда для растущего российского среднего класса.
Уинн является директором франшизы сети Papa John’s Pizza в России. Среди его конкурентов американские сети Sbarro и Domino’s, а также российский проект «Пицца-Фабрика». На сегодняшний момент, сравнивая крайне насыщенный рынок фаст-фуда в США, Уинн видит отличный спрос в России.
«Я бы смог преуспеть там только в мечтах, тогда как здесь столько возможностей», - заявил Уинн, который только недавно открыл 25-й ресторан сети в России, удвоив их в прошлом году.
Американский фаст-фуд был доступен уже много лет подряд. Китай и Индия продолжают быть крупными расширяющимися рынками. Но в последнее время индустрия столкнулся с растущим аппетитом в России, не только в отношении пиццы, но и к бургеру Whopper ресторана Burger King или к классическим булочкам компании Cinnabon, или сэндвичам компании Subway.
«По мере того как потребители увеличивают траты на развлечения, они все больше будут тратить его на фаст-фуд», - считает Джек Руссо (Jack Russo), аналитик индустрии фаст-фуда в Edward Jones. Он сравнивается рынок в России с рынком США 50 лет назад.
Много лет подряд сеть McDonald’s, открывшая свой первый ресторан на Пушкинской площади в 1990, у которого выстраивались километровые очереди, была единственной американской фаст-фуд сетью в России. В настоящий момент, у компании McDonald’s 279 ресторанов в России.
Но теперь и другие сети начинают вклиниваться. Компания Burger King за два года открыла 22 ресторана, находящихся в основном в ресторанных фуд-кортах торговых центров. Сеть Carl’s Jr. состоит из 17 ресторанов в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Компания Wendy’s только вышла на российский рынок, открыв два ресторана, включая флагманский на Арбате в Москве, и планирует создать до 180 ресторанов по всей России к 2020 году.
Сеть Subway открыла около 200 закусочных по всей России, работая через несколько франшиз. Группа компаний Yum Brands, которая владеет KFC, Pizza Hut и Taco Bell, а также работает в совместно с российской стороной в сетях «Ростикс- KFC» и итальянских ресторанах Il Patio. У группы компаний в настоящий момент 350 ресторанов в России.
К расширению рынки привело развитие во многих российских городах необходимой инфраструктуры для процветаний фаст-фуда: торговые центры с ресторанными кортами, автотрассы с ресторанами с автомобильным обслуживанием и специализированные поставщики замороженной продукции и упаковки.
Ко всему прочему, российские покупатели становятся богаче, отчасти благодаря крайне выгодному экспорту нефти. И, несмотря на то, что россиянам еще далеко до среднего дохода американской семьи, 43 539 долларов в США, в то время как в России – 7 276 долларов, российские потребители склонны к тому, чтобы тратить большую часть своих денег на необязательные покупки.
Они не отягощены последствиями потребительского долга, который снизил покупательную способность в США. У россиян нет крупных медицинских счетов, так как их медицинская система, пусть и не вполне эффективная, находится под крылом государства. Подоходный налог составляет фиксированные 13%. А большинство россиян владеет собственностью без ипотеки, как наследие массовой приватизации квартир в 90-хх годах.
В результате, фаст-фуд сети поняли, что могут выставлять более высокие цены в России, чем в США. Средний чек в российском фаст-фуд ресторане – 8,92 доллара, согласно исследованию франшизы Wendy’s, значительно выше, чем средний в США – 6,50 доллара.
Например, большая пицца в штаб-квартире Papa John’s в Луисвилле, штат Кентукки, стоит 14 долларов, тогда как та же пицца в Москве стоит 21,62 доллара.
Среди покупателей Валерий Мамаев, которому 30 лет, и никогда ранее он не заказывал пиццу. Но он стал постоянным покупателем Papa John’s с тех пор, как сеть открыла ресторан в его районе Марьино, что в часе езды от центра Москвы. Марьино представляет собой городской пейзаж бетонных многоэтажек, запутанных клубков забитых машинами проездов, а теперь и растущего количества сетевых ресторанов фаст-фуда.
В недавнее воскресенье Мамаев вышел в прихожую своей квартиры в шортах, чтобы встретить доставку закрытой пиццы с чоризо, салями, ветчиной, итальянским соусом и пепперони.
«Все, что у меня есть в холодильнике, это банка соленых огурцов», - отметил Мамаев, 32-летний автомеханик. «Я подумал, что их не стоит есть. Легче и быстрее заказать пиццу. И пиццы у них вкусные».
Открыв 19 ресторанов в Москве, помимо шести в других городах, франшиза Papa John’s Уинна стала третьей крупнейшей компанией по продаже пиццы на вынос в городе.
«В сухом остатке, возможности здесь», - считает Уинн, который на презентации для потенциальных инвесторов в начале года заявил, что российский рынок показывает рост ежегодных доходов на 21% в ресторанах, которые открыты больше года. Франшиза не раскрывает информацию о средних продажах в каждом ресторане, но сообщила, что продажи в России выше остальных 35 стран, где работает сеть Papa John’s.
34-летний Уинн хорошо говорит по-русски и имеет диплом международных отношений университета Джорджа Вашингтона. Раньше он работал в Национальной администрации по ядерной безопасности США и обладал высшей категорией доступа, но в 2007 году, чувствуя, что пришло время заняться пиццей, приобрел 51% российской франшизы Papa John’s.
Господин Уинн заявил, что обустройства ресторана в Москве ему обходится в 400 тысяч долларов, и эти траты отбиваются за три месяца. Компания хорошо финансируется, имеет кредит в 10 миллионов под 7% от американской Корпорация зарубежных частных инвестиций, которая поощряет американский экспорт.
В 13-миллионной Москве всего около 300 пиццерий, в сравнении с четырьмя тысячами в Манхеттене, где проживает около полутора миллионов человек. Для Уинна это рынок, который просит быть насыщенным, что сеть Papa John’s и делает, рекламируя доставку пиццы среди аудитории мужчин в возрасте от 25 до 35 лет. Так как в России пицца может быть доставлена с пивом, бесплатная бутылка является иногда частью спецакции.
Но не все идет гладко у г-на Уинна. Слабая судебная система и плохая защита интеллектуальной собственности в России создали многочисленные проблемы для всех американских сетей.
Компания Papa John’s смогла договориться за пределами суда с пиццерией в Москве, которая называлась Papa John’s, уговорив хозяина переименовать ресторан в Papa’s Place.
У компании Starbucks происходили гораздо более серьезные стычки с российской системой. Годами россиянин Сергей Жуков заявлял, что владеет брендом в России и требовал за его продажу 600 тысяч долларов. Компания Starbucks никогда бы не заплатила, но споры затянули выход на российский рынок до 2007 года. В настоящий момент в России насчитывается 47 кофеен Starbucks.
Не всем западным сетям удалось достичь успеха в России, так как некоторые компании спотыкались о культурные различия, которых они не предусмотрели.
Компания Campbell Soup, например, покинула российский рынок в этом году в связи со слабыми продажами четырех разных видов готовых супов. Все выглядело прекрасно, так как среди представленного выбора был бульон, который мог сократить время приготовления борща. Но как выяснилось позже, россияне предпочитают готовить свой суп с нуля.
С другой стороны, самой продаваемой пиццей этой весной у Papa John’s стала придуманная специально для местного рынка, которую не найти ни в одной кулинарной книге: блю-чиз, курица, сельдерей и соус табаско.