48-летний Норман Сеплас (Norman Surplus) из Северной Ирландии опасается, что ожидание разрешения для полета во Владивосток может рарушить его планы. Он пролетел 13 тысяч миль через 18 стран над песчаными бурями и лесными пожарами и выжил в аварийной посадке, когда оказался в озере вниз головой.
Но теперь попытка жителя Северной Ирландии стать первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на автожире, похоже, может сорваться из-за еще большего препятствия — российской бюрократии.
Норман Сеплас поднялся в воздух с игрового поля в своем родном городе Ларн в марте, решив совершить путешествие через Европу, Северную Африку, Ближний Восток, Азию и Северную Америку, которое должно было занять около четырех месяцев.
Однако этим планам не суждено было сбыться, когда в Таиланде его аппарат с открытой кабиной упал в озеро вскоре после взлета. Для ремонта пришлось вызывать двух механиков из Великобритании, и только через три месяца британец снова взлетел. Затем он застрял на Филиппинах на 11 месяцев, ожидая разрешения полета над Японией.
Сеплас вновь отправился в путь этим летом и прибыл в Цуруоку на западном побережье Японии шесть недель назад. Он обратился к российским властям за разрешением пролететь 530 миль до Владивостока, предварительно получив в прошлом году зеленый свет из Москвы, но не дождался никакого ответа.
«Это очень расстраивает, — сказал он в телефонном интервью из своего гостиничного номера. — Зима приближается быстро и остается не так много времени для маневра. Если я не получу добро в ближайшие несколько дней, то будет слишком поздно». Он добавил: «Похоже, меня передавали для утверждения из одного отдела в другой, потом в другой, и все они каждый раз начинали всю процедуру с нуля».
Сеплас, который управляет своей компанией по ремонту ветровых турбин, сказал, что он просил разрешения на полет из Владивостока на север вдоль российской береговой линии Тихого океана до арктического региона Чукотки, а затем через Берингов пролив на Аляску. Запасы топлива уже подготовлены по маршруту.
Российский летчик Александр Ламеко, который помогает Сепласу вести переговоры с властями России, заявил, что опасается, как бы на запрос британца не пришел окончательный отказ. Несмотря на начальные признаки того, что все будет хорошо, авиационные власти передали заявление в министерство обороны и ФСБ.
«Из ФСБ мне позвонили и дали понять, что не хотят помогать, — сказал Ламеко. — Я сказал им, что было бы очень стыдно, если экспедиция закончится в России после 18 стран мира. Я сказал им: сейчас 21-й век, и не стоит искать шпионов на каждом углу. Они начали говорить о запретной зоне и что будет, если он упадет в тайге. Боюсь, окончательный ответ, вероятно, будет отрицательным, если кто-то из высокопоставленных официальных лиц не посчитает, что это будет плохим пиаром для России и не решит вступиться».
Сеплас не может сразу отправиться на Аляску из Японии, потому что автожир — это вертолет, который летит на небольшой высоте и имеет максимальную дальность 600 км.
Путешествие не обошлась без своих трудностей. После падения в озеро в Таиланде он на короткое время оказался в ловушке, «как бы в перевернувшейся лодке. Моя первой мыслью под водой было – "Ну ты и дурак", и только потом стал соображать, как бы выбраться», — сказал он.
В Саудовской Аравии Сеплас окался в ловушке между двумя бурями и вынужден был приземлиться на одинокой АЗС в пустыне. Двое сотрудников и верблюд наблюдали, онемев, как он подруливал по дорожке. Автожир работает на обычном неэтилированном бензине, так что он смог заправиться.
Наиболее драматичным был полет над лесными пожарами на границе между Таиландом и Бирмой. «Пламя подо мной лизало макушки деревьев, — вспоминает он. — Я почувствовал запах дыма, и вокруг меня кружились листья».