Москва—Девушка, которая была слишком сексуальной для Иосифа Сталина, вернулась из небытия и встала, обнаженная как в день своего создания, на пьедестале на набережной в Парке Горького.
Иван Шадр, любимый художник советского диктатора, изваял ее в 1934 году. Его смелая статуя «Девушка с веслом», дань восхищения красоте и советскому атлетизму, стала центральным элементом парка.
Однако сталинские дуболомы вскоре передумали и сослали 23-футовую статую обнаженной девушки на Украину, где она и пропала. Для парка скульптор создал менее чувственную версию, по-прежнему обнаженную, но больше соответствующую канонам социалистического реализма. Во время Второй мировой войны немцы разнесли ее на кусочки.
Новое открытие и реабилитация исходной версии скульптуры, копия которой будет открыта в субботу рядом с финишной чертой международной регаты, - часть захлестнувшей Россию волны ностальгии по культурным символам советских времен.
Кроме того, оно разрушает один из широко распространенных мифов.
Десятилетиями люди по всему Советскому Союзу представляли себе утерянный шедевр как нечто, совершенно непохожее на то, что создал г-н Шадр. Дело в том, что с конца 1930-х по 1980-е годы в советских парках часто устанавливались статуи затянутых в купальники или в тренировочные костюмы девушек с веслами – невыразительные подражания работы второстепенных скульпторов, не решавшихся сердить цензуру.
«Само выражение “девушка с веслом” стало идиомой, обозначающей советский китч, - рассказывает московский историк искусства и куратор Екатерина Деготь. – Услышав его, все, кто все еще помнит Советский Союз, начинают смеяться».
Юлия Аникеева, дважды чемпион Советского Союза по гребле и исполнительный директор Ассоциации любителей гребного спорта России, выросла среди шуток на эту тему, что не помешало ей счесть «Девушку с веслом» подходящим символом для начинающейся на этой неделе регаты.
Поэтому она начала поиск оригинальной версии статуи, отправив своих подчиненных рыться в архивах бурной эпохи военных потерь и менявшихся стандартов.
В целом в России поиск символов и идентичности нередко приводит обратно в СССР. Это можно считать реакцией на внутренние трудности и упадок мощи на внешнеполитической арене, с которыми страна столкнулась в1991 году после распада Советского Союза.
Сейчас россияне поют несколько видоизмененный вариант советского национального гимна, смотрят телеканалы, транслирующие исключительно программы советских времен, и ходят в рестораны и бары, оформленные в стиле советского шика. Над Кремлем в ночи по-прежнему горят красные звезды, а почти в любом городе можно увидеть памятник Ленину.
Парк Горького, открытый в 1928 году и бывший в советские времена местом культурного отдыха для пролетариата, сейчас тратит миллионы долларов на обновление, восстанавливая свое былое лицо. Руководство парка убрало из него ненадежные аттракционы и сомнительные кафе, процветавшие в 1990-х годах. Сгоревший театр отстраивается заново, восстанавливаются обветшавшие сооружения, оборудуется доступ к Wi-Fi.
В 1935 году исходная версия «Девушки с веслом» г-на Шадра возвышалась в смелой позе над центральным фонтаном парка. Ее левая рука лежала на бедре, правая вертикально держала весло. Ее волосы были плотно скручены, а мускулистое тело полностью открыто.
Позднее ее заменили новым вариантом. В 1936 году газета «Вечерняя Москва», ссылаясь на директора парка, писала, что это было сделано «в соответствии с критикой и замечаниями посетителей». Художественные стандарты менялись, и, по мнению историков, статуя была сочтена слишком чувственной, чересчур явно модернистской.
Вторая версия скульптуры была мягче, менее мускулистой, более женственной—и в то же время более холодной и классической.
Она по-прежнему оставалась обнаженной, но классическое русское искусство долгое время терпимо относилось к наготе. «Обнаженная натура должна была соответствовать “хорошему вкусу”, - объясняет г-жа Деготь. – Сексуальность не разрешалась. Она считалась вульгарной».
Однако вскоре воцарился новый стандарт, и ставить одетые статуи стало безопаснее.
Это стало очевидным, после того как более сексуальная «Девушка с веслом» г-на Шадра была сослана на Украину, в Луганск, и установлена там в парке. Скульптор посетил город в 1936 году и одобрил это, утверждает Татьяна Шеремет, дочь главного городского архитектора того времени. Однако к 1937 году, по ее словам, работа г-на Шадра исчезла. Ее заменила изваянная кем-то другим статуя девушки с веслом и в купальном костюме.
Что произошло с оригиналом – «большая загадка», говорит г-жа Шеремет, ведшая бесплодные поиски в городских архивах.
В дальнейшем бесчисленные скульпторы по всей стране продолжали ваять одетых девушек с веслами в рамках официальной компании по поощрению советского спорта. «Каждый мелкий начальник в каждом маленьком городке хотел свою собственную “Девушку с веслом”», - говорит заведующая отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи Людмила Марц.
Г-н Шадр умер от болезни в 1941 году, в том же году под бомбами погибла его вторая «Девушка с веслом». Вера Волошина, послужившая моделью для исходной статуи, ушла воевать с немцами, попала в плен и была казнена.
Однако подлинный Шадр все же дожил до наших дней. Скульптор сделал уменьшенную – меньше человеческого роста - гипсовую копию своей первой «Девушки с веслом», а в 1950-х годах по настоянию его жены эта копия была переведена в бронзу для московской Третьяковской галереи – крупнейшего хранилища русского искусства.
Там прошлой весной ее и обнаружила ассоциация гребного спорта г-жи Аникеевой, решившая сделать «Девушку с веслом» своим символом.
«Никто не знал, как она будет выглядеть, - говорит бывшая чемпионка по гребле. – Я помнила статую одетой девушки. Поэтому я действительно удивилась, как и мы все, когда выяснилось, что она обнажена».
Сделать из полимербетона копию статуи высотой в 6 футов 7 дюймов подрядили супружескую чету скульпторов. Новая статуя была установлена на этой неделе в Парке Горького. Там она и останется - как символ возрождения парка.
«Она очень красивая», - считает г-жа Аникеева. По ее словам, «Девушка с веслом» - это одновременно напоминание о советской спортивной доблести и укор коммунистическим нравам.
«Очернять наше прошлое, наши победы было бы губительно, - говорит она. – Но мы хотим показать, что теперь мы живем в другой стране. Идея, что она должна быть одетой – это ушло в прошлое».
Эта перемена отразилась и в более пикантной стороне регаты, которая каждый год проходит на Москве-реке.
Чтобы привлечь внимание к событию и повлиять на современную российскую публику, гребная ассоциация наняла фотографа из журнала Playboy и устроила выставку фотографий. Семь длинноногих российских актрис и прочих знаменитостей сфотографировались с веслами в различных позах. На снимках все модели одеты, но некоторые весьма скудно.
«Это вульгарно, - замечает г-жа Марц, рассматривая фотографии в своем кабинете в Третьяковской галерее. – Мне жаль Шадра».