Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мой учитель, миллиардер? Русские видят возможность для обучения

Какие ценности должны формировать новое поколение? Российский президент Дмитрий Медведев поднял настоящую бурю, когда предложил, чтобы миллиардеры поделились секретами своего успеха в классных комнатах.

© РИА Новости1 сентября в Калининграде
1 сентября в Калининграде
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Дмитрий Медведев, возможно, просто хотел помочь, когда выступил этой осенью с предложением о том, что российские школы могут преодолеть свои постсоветские недостатки и вдохновить учеников посредством приглашения в учебные классы миллиардеров, чтобы они рассказали о своих «историях успеха». Но вместо этого он вызвал затяжной спор с российским образовательным сообществом.

Москва – Президент Дмитрий Медведев, возможно, просто хотел помочь, когда выступил этой осенью с предложением о том, что российские школы могут преодолеть свои постсоветские недостатки и вдохновить учеников посредством приглашения в учебные классы миллиардеров, чтобы они рассказали о своих «историях успеха».

Но вместо этого он вызвал затяжной спор с российским образовательным сообществом. Большинство специалистов согласны с тем, что советская модель, которая рассматривала школы как конвейеры для создания патриотично настроенных пролетариев, умерла. Но при этом практически не наблюдается согласия по вопросу о том, какие ценности и какие методы должны вместо нее применяться для формирования граждан в будущем.

«Я обращусь к нашим крупным бизнесменам, в основном, к людям, чье состояние превышает миллиард долларов, и скажу, что все они должны начать преподавать в школах», - заявил г-н Медведев на правительственном заседании в сентябре.

«Я не думаю, что директора школ будут возражать против этого, потому что, если мы посмотрим на это серьезно, все это – вопрос успеха в жизни. Это, конечно, могут быть разные вещи, и не только связанные с деньгами, но это как минимум очень интересно».

В Москве, где городские власти предоставили широкую свободу нескольким экспериментальным школам, которые пытаются использовать свой собственный подход, некоторым понравилась идея привести в класс трезвых и реалистично мыслящих людей, знающих, как делать деньги.

Еще по теме: Другим говорящим откровенно российским олигархам не повезло

Скептицизм по отношению к богатым

Но некоторые настроены глубоко скептически, указывая на темное происхождение большинства состояний в большом бизнесе в России, где небольшая группа олигархов обогатилась в беспокойные 1990-е годы, используя свои политические контакты для скупки бывших советских активов по дешевке. Другие уверены в том, что целью должно являться избежать любых идеологических предубеждений.



«Все согласны с тем, что жизнь в будущем должна быть лучше, но нет абсолютно никакого согласия по поводу того, что для этого делать и как двигаться вперед, будь то в школах или в обществе», - говорит Константин Ушаков, редактор московского профессионального издания «Директор школы».

«Мы вкладываем определенные деньги в решение этой проблемы, к тому же, сейчас во многих школах есть компьютеры, но мы до сих пор не начали никаких серьезных реформ, - говорит он. - Присутствует замешательство сверху донизу. И я очень сомневаюсь в том, что проблему можно решить путем указаний сверху».

Школа 1306: независимое мышление


Школа 1306, расположенная возле общежития Московского университета, - одна из тех школ, которым было разрешено в значительной степени пойти своим путем в образовательном процессе, что она и делает уже около десяти лет. Директор школы Елена Спорышева поначалу по-любительски занималась подготовкой учеников для карьеры в политике.

Читайте еще: Коррупция разъедает российскую образовательную систему

Она говорит, что уже отошла от этого, и сейчас основной целью является увидеть, что детям дают инструментарий для независимого мышления, чтобы они могли сами выбирать свою карьерную дорогу, и были готовы к интеграции с внешним миром.

«Мы очень тесно работаем с родителями и развиваем нашу концепцию, - говорит г-жа Спорышева. - Страна меняется очень быстро. Мы привыкли думать о том, что поколение меняется за 10 лет. Сейчас мы полагаем, что уже за пять. Я практически не могу предсказать природу мира, в котором мы будем жить, поэтому моя обязанность обеспечить им максимально широкую подготовку, открыть их для другого опыта и других культур, чтобы они могли найти свой собственный путь в жизни».

Она добилась присвоения школе статуса ассоциированной школы ЮНЕСКО, а для учеников старших классов устроила летние поездки по обмену и на экскурсии в Западную Европу.

«Меня обвиняют в том, что я готовлю российских учеников к тому, чтобы они покидали страну, - говорит она. - Но я думаю, что это должен быть их собственный выбор, и наилучший способ удержать их здесь – это сделать страну такой, чтобы в ней хотелось жить. А начинаешь всегда со школы».

Ученики школы 1306, являющиеся членами «клуба молодых политиков», разделились по вопросу о президентском предложении, чтобы им давали уроки российские миллиардеры, но они говорят, что если он имел в виду уроки с приглашенными спикерами, то у них уже были десятки подобных визитеров за последние годы, включая успешных людей из почти что всех сфер жизни, включая бизнесменов, ученых, людей искусства, военных и журналистов.

Читайте еще: Можно ли реформировать образование в России?

«Мне было бы интересно услышать, что сможет сказать миллиардер, - говорит ученица десятого класса Варвара Лобанова. - Как он нашел свой собственный путь? Как он определяет успех? Это было бы полезным и ценным опытом. Но все люди разные: каждый может преподать какой-то урок».

Идея президента была с большим энтузиазмом воспринята в «Наследнике», частной школе, финансируемой московским правительством, которая специализируется на выращивании из детей бизнес-лидеров. В школе даже есть модель фондовой биржи, на которой ученики учатся, как торговать, и они уже с ранних классов изучают экономику.

«Я в основном поддерживаю идею Медведева, - говорит Любовь Духанина, директор. - Возможно, это должны быть не только миллиардеры, но и владельцы среднего бизнеса, имеющие многие годы опыта. Лучше всего было бы получить людей, которые могут дать нашим ученикам понимание того, как преуспеть в бизнесе в жестких и меняющихся обстоятельствах».

Но в более традиционной школе 1148, где расписание занятий состоит в основном из предметов, составлявших основу советской системы – чтения, письма, математики и русской литературы, имеются серьезные сомнения относительно того, стоит ли пускать сверхбогатых в качестве учителей в классы.

Вопрос «моральных ценностей»


«По сравнению с советскими временами, если убрать идеологическую составляющую, я думаю, что ценности, которые мы пытаемся привить, во многом те же самые, - говорит директор Елена Косаркина. - Я помню, что такое быть счастливым ребенком в этих школах. Мы хотим прививать людям высокие моральные ценности, с пониманием русской культуры и с сильной привязанностью к семье».

«Я действительно скептически отношусь к этому предложению, поставить перед классом миллиардеров, - говорит она. - Прежде, чем я приглашу подобного человека в свою школу, я хочу быть уверенной в том, что он соответствует высоким моральным стандартам. Возможно, и есть несколько таких состоятельных людей, но я их не знаю».

Главный вывод из всего этого, говорит г-н Ушаков, заключается в том, что политики, возможно, должны держаться подальше от области образования.

«У нас есть эти эксперименты, которые продолжаются в Москве, и они покажут пример», - говорит он.

«Вы можете изменить систему, лишь предоставив свободу специалистам-практикам, и дав им возможность соединить теорию с практикой».