Москва – Президент Дмитрий Медведев, возможно, просто хотел помочь, когда выступил этой осенью с предложением о том, что российские школы могут преодолеть свои постсоветские недостатки и вдохновить учеников посредством приглашения в учебные классы миллиардеров, чтобы они рассказали о своих «историях успеха».
Но вместо этого он вызвал затяжной спор с российским образовательным сообществом. Большинство специалистов согласны с тем, что советская модель, которая рассматривала школы как конвейеры для создания патриотично настроенных пролетариев, умерла. Но при этом практически не наблюдается согласия по вопросу о том, какие ценности и какие методы должны вместо нее применяться для формирования граждан в будущем.
«Я обращусь к нашим крупным бизнесменам, в основном, к людям, чье состояние превышает миллиард долларов, и скажу, что все они должны начать преподавать в школах», - заявил г-н Медведев на правительственном заседании в сентябре.
«Я не думаю, что директора школ будут возражать против этого, потому что, если мы посмотрим на это серьезно, все это – вопрос успеха в жизни. Это, конечно, могут быть разные вещи, и не только связанные с деньгами, но это как минимум очень интересно».
В Москве, где городские власти предоставили широкую свободу нескольким экспериментальным школам, которые пытаются использовать свой собственный подход, некоторым понравилась идея привести в класс трезвых и реалистично мыслящих людей, знающих, как делать деньги.
Еще по теме: Другим говорящим откровенно российским олигархам не повезло
Скептицизм по отношению к богатым
Но некоторые настроены глубоко скептически, указывая на темное происхождение большинства состояний в большом бизнесе в России, где небольшая группа олигархов обогатилась в беспокойные 1990-е годы, используя свои политические контакты для скупки бывших советских активов по дешевке. Другие уверены в том, что целью должно являться избежать любых идеологических предубеждений.
«Все согласны с тем, что жизнь в будущем должна быть лучше, но нет абсолютно никакого согласия по поводу того, что для этого делать и как двигаться вперед, будь то в школах или в обществе», - говорит Константин Ушаков, редактор московского профессионального издания «Директор школы».
«Мы вкладываем определенные деньги в решение этой проблемы, к тому же, сейчас во многих школах есть компьютеры, но мы до сих пор не начали никаких серьезных реформ, - говорит он. - Присутствует замешательство сверху донизу. И я очень сомневаюсь в том, что проблему можно решить путем указаний сверху».
Школа 1306: независимое мышление
Школа 1306, расположенная возле общежития Московского университета, - одна из тех школ, которым было разрешено в значительной степени пойти своим путем в образовательном процессе, что она и делает уже около десяти лет. Директор школы Елена Спорышева поначалу по-любительски занималась подготовкой учеников для карьеры в политике.
Читайте еще: Коррупция разъедает российскую образовательную систему
Она говорит, что уже отошла от этого, и сейчас основной целью является увидеть, что детям дают инструментарий для независимого мышления, чтобы они могли сами выбирать свою карьерную дорогу, и были готовы к интеграции с внешним миром.
«Мы очень тесно работаем с родителями и развиваем нашу концепцию, - говорит г-жа Спорышева. - Страна меняется очень быстро. Мы привыкли думать о том, что поколение меняется за 10 лет. Сейчас мы полагаем, что уже за пять. Я практически не могу предсказать природу мира, в котором мы будем жить, поэтому моя обязанность обеспечить им максимально широкую подготовку, открыть их для другого опыта и других культур, чтобы они могли найти свой собственный путь в жизни».
Она добилась присвоения школе статуса ассоциированной школы ЮНЕСКО, а для учеников старших классов устроила летние поездки по обмену и на экскурсии в Западную Европу.
«Меня обвиняют в том, что я готовлю российских учеников к тому, чтобы они покидали страну, - говорит она. - Но я думаю, что это должен быть их собственный выбор, и наилучший способ удержать их здесь – это сделать страну такой, чтобы в ней хотелось жить. А начинаешь всегда со школы».
Ученики школы 1306, являющиеся членами «клуба молодых политиков», разделились по вопросу о президентском предложении, чтобы им давали уроки российские миллиардеры, но они говорят, что если он имел в виду уроки с приглашенными спикерами, то у них уже были десятки подобных визитеров за последние годы, включая успешных людей из почти что всех сфер жизни, включая бизнесменов, ученых, людей искусства, военных и журналистов.
Читайте еще: Можно ли реформировать образование в России?
«Мне было бы интересно услышать, что сможет сказать миллиардер, - говорит ученица десятого класса Варвара Лобанова. - Как он нашел свой собственный путь? Как он определяет успех? Это было бы полезным и ценным опытом. Но все люди разные: каждый может преподать какой-то урок».
Идея президента была с большим энтузиазмом воспринята в «Наследнике», частной школе, финансируемой московским правительством, которая специализируется на выращивании из детей бизнес-лидеров. В школе даже есть модель фондовой биржи, на которой ученики учатся, как торговать, и они уже с ранних классов изучают экономику.
«Я в основном поддерживаю идею Медведева, - говорит Любовь Духанина, директор. - Возможно, это должны быть не только миллиардеры, но и владельцы среднего бизнеса, имеющие многие годы опыта. Лучше всего было бы получить людей, которые могут дать нашим ученикам понимание того, как преуспеть в бизнесе в жестких и меняющихся обстоятельствах».
Но в более традиционной школе 1148, где расписание занятий состоит в основном из предметов, составлявших основу советской системы – чтения, письма, математики и русской литературы, имеются серьезные сомнения относительно того, стоит ли пускать сверхбогатых в качестве учителей в классы.
Вопрос «моральных ценностей»
«По сравнению с советскими временами, если убрать идеологическую составляющую, я думаю, что ценности, которые мы пытаемся привить, во многом те же самые, - говорит директор Елена Косаркина. - Я помню, что такое быть счастливым ребенком в этих школах. Мы хотим прививать людям высокие моральные ценности, с пониманием русской культуры и с сильной привязанностью к семье».
«Я действительно скептически отношусь к этому предложению, поставить перед классом миллиардеров, - говорит она. - Прежде, чем я приглашу подобного человека в свою школу, я хочу быть уверенной в том, что он соответствует высоким моральным стандартам. Возможно, и есть несколько таких состоятельных людей, но я их не знаю».
Главный вывод из всего этого, говорит г-н Ушаков, заключается в том, что политики, возможно, должны держаться подальше от области образования.
«У нас есть эти эксперименты, которые продолжаются в Москве, и они покажут пример», - говорит он.
«Вы можете изменить систему, лишь предоставив свободу специалистам-практикам, и дав им возможность соединить теорию с практикой».