В России с нетерпением ждут появления официальной версии британского телесериала «Война и мир», снятого BBC совместно с американской The Weinstein Company, с героями которого здесь только что попрощались.

В русскоязычном сегменте интернета уже давно обсуждают все тонкости постановки те, кто успел посмотреть сериал в торрентах. В частности, говорят о том, насколько костюмы и прически героев сериала соответствуют исторической действительности.

А стоит ли вообще об этом спорить? Где нужно точно следовать реалиям исторической эпохи, а где позволительно взглянуть на прошлое через призму современности и личного видения дизайнеров, работавших над сериалом?


Русская служба BBC попросила ответить на эти вопросы Раису Кирсанову, ведущего научного сотрудника Государственного института искусствознания, профессора Театрального института им. Б. Щукина.

Не смотрите на верстовые столбы


Прежде всего радует обращение к великому русскому роману. То, что я увидела, вполне соответствует эпохе. О какой достоверности мы можем вести речь? Ведь зрители редко бывают профессионально подготовленными. Для них просто важно, что действие происходит в определенное время. В данном случае — война 1812 года.

Если есть панорамы Екатерининского дворца, возле которого велась съемка, или есть какие-то виды русских равнин и лесов, тогда они узнают, что это Россия. Костюмные подробности мало кому ведомы. Меня всегда удивляет, когда люди начинают подсчитывать количество полосок на верстовых столбах, потому что им кажется, что это не так изобразили, нужно по-другому.

Грубая ошибка, если орден не на ту сторону поместят, за это несет ответственность художник по костюмам. Вообще к военной форме должно быть безукоризненное уважение, потому что форма представляет армию.

И еще — сужу по фотографиям — та одежда, которая была у Пьера Безухова — такой тройной ровер с уголком посерединке (ровер — это тот же лацкан, только на французский лад, это слово употреблялось в александровскую эпоху), так он немного грубовато исполнен. Безухов был состоятельным человеком и мог обращаться к очень искусным портным. А все остальное, по-моему, замечательно, и меня устраивает.

Хотя надо сказать, что в сериале немного ярковатые для той эпохи костюмы. С началом войны женщины высших слоев общества, знавшие русский хуже, чем французский, сразу же перешли на родной язык и стали носить одежду, напоминавшую сарафаны.

Про челки и косы

Густых челок наподобие современных тогда, конечно, не было. Челки были не прямые и густые, а подвитые, спускающиеся завитками на лоб и щеки.

И корона из косы на голове Марии Болконской никакого отношения к исторической действительности не имеет, а больше похожа на ту прическу, которую носит Юлия Тимошенко.

Косы, уложенные в корону, существовали. Их можно увидеть на миниатюрах, акварелях и живописных портретах. Но они не такие размашистые, не во всю голову, а сдвинуты высоко на темя и удерживаются гребнем. Я думаю, что такие косы представляли собой пастижи (накладные волосы), потому что в России отдали дань стриженым волосам, а короны из кос начали носить позднее.

Атласные туфельки

Все наряды Наташи Ростовой вполне в духе времени, то есть очень высокая талия, причем когда в Европе вошли в моду эти одеяния под античность, люди не отдавали отчета в том, что талия под грудью — признак молодости, а если талия была опущена ниже, то так одевались матроны, женщины зрелого возраста.

Обычно возникает вопрос, были ли у них корсеты? Тугих корсетов в то время никто не носил, так как их время вышло. Они появятся снова, но позднее.

Зато были мягкие полукорсеты, потому что юным девушкам корсет был не нужен — надев поясок под грудью, они вполне достигали нужного эффекта. А вот женщины зрелые, уже приобретшие пышные формы, носили мягкие полукорсеты.

Еще мне попалась на глаза одна из героинь сериала, обутая в подобие античных сандалий, но такое в России на балу вряд ли было возможно, потому что балы у нас проводились в зимнее время. И под платьем носили трико телесного цвета. Поэтому обувь была — атласные туфельки, плоские, без каблуков. И только завязки, доходившие иногда до середины икры, изображали античный стиль.

Шали и александровские букетики

Мне кажется, в сериале маловато шалей, о которых так прекрасно пишут англичанки сестры Уилмот (у нас их называют Вильмот, они гостили в России в начале XIX века по приглашению княгини Дашковой).

На балы тогда надевали все самое лучшее, а шали были невероятно дорогими, даже те, которые были сделаны в России. Их производство на российских фабриках началось довольно рано.

Односторонние, двусторонние — шали как раз брали на себя «цветовую» задачу. Не платья яркие были, а шали. Серелинки у них были алые, малиновые, изумрудные, нежных бежевых оттенков. Их было много, но в них, конечно, не танцевали, а отдавали подержать спутнице вместе с веером.

Зато был сольный танец с шалью, который в учебных заведениях танцевали и во времена Достоевского. Это право предоставляли самой грациозной и пластичной ученице.

Еще хочу рассказать об александровских букетах. Дело в том, что Александр I был необычайно популярен в Европе, так как он возглавлял антифранцузскую коалицию. В его честь были придуманы специальные букеты, составленные из тех цветов, чьи названия, по первым буквам, составляли имя «Александр» на немецкий лад, так как впервые они появились в Берлине.

Маленькие букетики носили на груди, а более крупные держали в руке или в специальном сосуде, чтобы они не увяли.

И еще одна деталь, теперь уже мужского костюма — в александровское время все офицерские мундиры имели высокие жесткие воротники, которые не позволяли их обладателям повернуть голову, они должны были поворачиваться к собеседнику всем корпусом.

Обращение с историей

Я всегда с удовольствием смотрю английские так называемые «костюмированные» фильмы, и не только потому, что уровень изучения костюма в Англии очень высок, а также потому, что в частном владении сохранились даже комплекты XVIII века — допустим, платье и обувь с аксессуарами.

В России же, с бесконечными войнами и революциями, голодом и разрухой в XX веке таких вещей почти не осталось, и хранятся они только в музейных собраниях. То, что уцелело в социальных потрясениях, подвергалось переделкам.

Например, во времена гражданской войны, да и после детскую обувь делали из адресов, то есть кожаных папок. Был человек, допустим, педагогом, отслужил на своем посту 20 лет, и ему дарят адрес приветственный — из какого-нибудь сафьяна папка, и в нее вложено выполненное на гербовой бумаге поздравление, пожелания и т.п.

Те, у кого были такие папки, могли сделать из них для своих детей и внуков хоть какую-то обувь. Такое массовое истребление остатков старины привело к тому, что из предметов обихода почти ничего не сохранилось.

Я надеюсь, что мы сможем увидеть новую экранизацию романа Толстого. И еще! Мне доводилось давать ответы на письма зрителей. Самый забавный случай был связан с экранизацией «Шинели» Гоголя. Зритель был возмущен, что костюмы актеров были сшиты на машинке, а не вручную. Зрители ведь не думают, что киноиндустрия является еще и производством, при котором простои невозможны.