Документальный фильм «The Magnitsky Act» создан известными норвежскими и российскими кинематографистами, власти Норвегии выделили миллионы крон для его поддержки.
На полях:
Споры из-за документального фильма «The Magnitsky Act»:
• Миллиардер Билл Браудер (Bill Browder) высылается из России в 2005 году после того, как разругался с российскими властями из-за своей компании Hermitage Capital Management.
• Сам он утверждает, что это произошло из-за того, что он разоблачал коррупцию. Позднее его заочно приговорили в России к 9 годам тюрьмы.
• Разоблачитель коррупции Сергей Магнитский был арестован в 2008 году после того, как обвинил Министерство внутренних дел России в коррупции на сумму, равную полутора миллиардам норвежских крон.
• Браудер утверждает, что Магнитский был связан с ним как советник по налоговым вопросам и был арестован за то, что разоблачил факт кражи.
• Создатель документального фильма Некрасов, со своей стороны, утверждает, что Магнитский был обычным бухгалтером, арестованным за налоговые махинации.
• Сергей Магнитский умер в заключении в 2009 году. Браудер считает, что его истязали и забили до смерти.
• Некрасов считает, что Магнитский умер от сердечного приступа, вызванного ухудшением состояния здоровья во время пребывания в тюрьме.
• Браудер начинает кампанию борьбы за права человека «Justice for Sergei», направленную против тех, кто, по его мнению, виновен в смерти Магницкого; благодаря ему, в частности, в США был принят закон, получивший название «Закон Магнитского».
• Закон, принятый в 2012 году, означает, что граждане России, обвиненные в коррупции, не могут получить въездную визу в США, а их средства могут быть заморожены.
Dagbladet: Обладатель призов, российский кинодокументалист Андрей Некрасов и не менее признанная норвежская продюсерская фирма Piraya Film вызвали сопротивление влиятельных политических сил накануне демонстрации документального фильма «The Magnitsky Act».
В фильме демонстрируются якобы документированные и крайне противоречивые утверждения вокруг истории ставшего известным во всем мире разоблачителя коррупции Сергея Магнитского, который умер в российской тюрьме в 2009 году.
Магнитский известен как человек, который в 2007 году сделал достоянием гласности факт, что лица в российском министерстве внутренних дел с помощью полиции украли миллиарды крон, уплаченных налогоплательщиками. Через год он был арестован теми же полицейскими, имена которых назвал.
Умер в заключении
Это дело уходит своими корнями далеко и высоко в коридоры власти в Москве. Бывший аудитор к тому же стал мучеником, погибшим в борьбе за права человека, после того, как его до смерти замучили в тюрьме.
Впоследствии «дело Магнитского» стало одним из символов коррумпированной путинской России, но в документальном фильме «The Magnitsky Act» Некрасов пытается перевернуть ставшие привычными представления с ног на голову.
«Мы провели всеобъемлющее расследование и не нашли доказательств того, что Магнитский умер из-за того, что с ним плохо обращались. Мы также считаем, что он вовсе не был никаким аудитором, а был простым бухгалтером, арестованным за уклонение от уплаты налогов. К тому же, у нас есть документы, говорящие, как мы полагаем, о том, что он умер от подтвержденных проблем с сердцем, а не от жестокого обращения», — говорит Некрасов Dagbladet.
Сведения, которые, якобы, подтверждены документально, вызывают негодование среди сторонников Магнитского. Многие люди, критикующие фильм, считают, что он — пропаганда во благо власть имущих в Москве.
— Вас обвиняют в том, что вы куплены российскими властями, которые вам хорошо платят. Что вы думаете об этом?
— Это просто смешно. Я раньше делал весьма критические фильмы о Путине, и такие утверждения меня глубоко ранят, — говорит он.
Идеалист и миллиардер
С другой стороны конфликта — серьезный противник съемочной группы, которого поддерживает Хельсинкский комитет.
Уильям «Билл» Браудер (52 года) — миллиардер из США, занимающийся инвестициями. Как инвестор он появился в России в 1990-е годы с компанией Hermitage Capital Management. Магнитский в компании Браудера работал в качестве консультанта, и вместе они якобы обнаружили случаи уклонения от уплаты налогов.
Поэтому Браудера выкинули из России в 2005 году, в то время как Магнитский продолжал работать над этим делом вплоть до своего ареста. После 2009 года миллиардер посвятил свою жизнь борьбе за права и реабилитацию своего бывшего сотрудника.
«Я несу ответственность за смерть этого молодого человека, и я не сдамся, пока виновные в ней не будут арестованы», — сказал Браудер в беседе с Dagbladet в среду.
Хочет помешать показу фильма
Сейчас Браудер борется за то, чтобы помешать демонстрации на фестивале короткометражных фильмов в Гримстаде (Grimstad) в июне фильма «The Magnitsky Act» производства Некрасова и компании Piraya Film.
Фильм видели немногие, но его создатели, якобы, указывают на то, что за уклонением от уплаты налогов стоит сам Браудер, и именно это в конечном итоге и привело к смерти Магнитского.
«Мы считаем, что история Браудера весьма сомнительна. Он пытается переложить вину на других, в то время как именно его компании брали деньги на самом деле.Он обеспечил широкую поддержку своей версии благодаря правозащитникам», — говорит Некрасов.
В апреле фильм должен был демонстрироваться в Европарламенте, но показ отменили под давлением со стороны адвокатов Браудера.
«Документальный фильм — чистая пропаганда в пользу Кремля, который пытается полностью переписать историю в деле Магнитского — в соответствии с версией, угодной российским властям. Фильм утверждает, что никакой он не борец с коррупцией, а что, напротив, это мы двое и есть преступники. Что за всем этим безумием стою я», — рассказывает Браудер.
Хочет подать в суд на кинофестиваль
Браудер считает, что обвинения против него и Магнитского носят такой грубый характер, что у него нет другого выхода, как передать дело в суд. На этой неделе миллиардер побывал в Норвегии и рассказал Dagbladet, что подаст в суд на кинофестиваль, если документальный фильм будет показан.
«Я нанял норвежских адвокатов, и они получили распоряжение заняться этим делом», — рассказывает он.
«The Magnitsky Act», вместе с тем, получил миллионы крон в качестве финансирования — в частности, от Норвежского института кинематографии Norsk filminstitutt (NFI), Североевропейского фонда кино и телевидения Nordisk Film&TV Fond и фонда Fritt Ord («Свободное слово»).
Dagbladet может сообщить, что во время своего пребывания в Норвегии Браудер также встречался с председателем партии Venstre Трине Скей Гранде (Trine Skei Grande) и независимой правозащитной организацией Норвежским Хельсинкским комитетом для обсуждения этой темы.
Скей Гранде: — Пропаганда
— Мы говорили о том, что Норвежский институт кинематографии дал несколько миллионов крон на фильм, который должен создать путинскую версию истины. Пусть делают такие фильмы, какие хотят, но не надо давать им норвежскую государственную поддержку для создания российской пропаганды, — говорит Трине Скей Гранде (Venstre) в беседе с Dagbladet.
— А вы сами фильм видели?
— Нет, но его видели представитель Хельсинкского комитета и Браудер. Мне также интересно, тот ли это фильм, деньги на создание которого запрашивались.
— Не собираетесь ли вы как норвежский политик вмешаться в это дело?
— Многие очень талантливые норвежские кинематографисты получают отказ, когда просят о финансовой поддержке. Я считаю, что деньги не должны идти на создание чисто пропагандистских фильмов, в которых делаются попытки переписать историю.
— Но как вы можете знать, что это не миллиардер пытается переписать свою собственную историю?
— Его поддерживает Хельсинкский комитет, а сама я за делом Магнитского слежу много лет. Я видела документы, которые опровергают утверждения Некрасова. Я не хочу защищать Браудера, но всем известно, что Россия — мастер в проведении подобных кампаний, — говорит Скей Гранде.
Опытные кинодокументалисты
Dagbladet получила, помимо этого, подтверждение, что Браудер провел сепаратные встречи с депутатами Стортинга и членами делегации Стортинга в ПАСЕ, Мортеном Волдом (Morten Wold) из «Партии прогресса» и Ингьерд Скоу (Ingjerd Schou) из партии Хёйре.
Директор по вопросам информации Норвежского института кинематографии (NFI) Метте Таралдсен (Mette Tharaldsen) говорит, что «The Magnistky Act» получил финансовую поддержку, потому что сама «форма и задача документальных фильмов —поднимать критические вопросы и освещать дела с разных сторон»:
«Фильм, о котором идет речь, сделан опытными документалистами и подкреплен тем, что мы рассматриваем как солидную редакционную платформу», — говорит Таралдсен.
Приглашаем к дискуссии
Исполнительный директор Фестиваля короткометражных фильмов в Гримстаде Анита Свинген (Anita Svingen) сообщает, что они снимут документальный фильм с показа, только если его создатели отзовут фильм по юридическим причинам.
«У нас нет ни потребности, ни желания комментировать утверждения, содержащиеся в фильме. Для нас это документальный фильм, созданный уважаемой норвежской компанией, и что касается демонстрации этого фильма, мы руководствуемся юридическим процессом с участием создателей», — говорит она в беседе с Dagbladet.
— Браудер угрожает вам судебным иском. Что вы думаете по этому поводу?
— Это мы поняли, но это ничего не меняет. Будем рады, если он примет участие в дискуссии после показа.