Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как деревенские праздники формировали империи и экономики

© CC0 / Public DomainКрестьянская свадьба. Картина Питера Брейгеля старшего
Крестьянская свадьба. Картина Питера Брейгеля старшего
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Праздники способствовали превращению эгалитарных охотников и собирателей в те типы общества, которые заложили основу для ранних государств и даже промышленных империй. Они создали иерархию и неравенство, обеспеченные и малоимущие слои населения. Праздники, вполне вероятно, послужили катализатором сельскохозяйственной революции, случившейся около 10 тысяч лет назад.

Праздники способствовали превращению эгалитарных охотников и собирателей в те типы общества, которые заложили основу для ранних государств и даже промышленных империй. Они создали иерархию и неравенство, обеспеченные и малоимущие слои населения. Праздники, вполне вероятно, послужили катализатором сельскохозяйственной революции, случившейся около 10 тысяч лет назад. Но как же пиршества смогли спровоцировать настолько разительные изменения в различных культурах? Как показали этнографические исследования, которые мы с моими студентами провели среди традиционных племенных обществ и вождеств, праздники, как оказалось, охватывали гораздо больше различного рода мероприятий, чем привычный для вас День Благодарения с индейкой в клюквенном соусе.

Самым пышным традиционным праздником, в котором я участвовал в ходе исследования, был тораджийский погребальный обряд индонезийского острова Сулавеси. Потребовалось более пяти лет, чтобы собрать необходимые для этого средства и ресурсы. За это время умершего человека не предали земле, а завернули в ткань и оставили высыхать в углу дома, продолжая считать его частью семьи до самого погребения. Была сформирована целая небольшая армия рабочих и организаторов, чтобы соорудить вокруг дома умершего огороженную линию временных веранд с большим количеством помещений для сна и приема пищи, и даже кухонь. Приглашения были отправлены географически разбросанным родственным и союзным кланам. На мероприятии собрались сотни гостей.

Когда пришло время траурных церемоний, официальные процессии этих объединенных родством людей вошли во двор, одетые в свои лучшие наряды и несущие корзины с рисом и другими дарами в качестве демонстрации своей поддержки. В течение последующих трех дней в центре похоронной области были принесены в жертву десятки азиатских буйволов и свиней. Убитые животные предназначались для огромных застолий с блюдами из мяса и риса и пальмового вина — такие празднества могут длиться неделями.

Каждое пожертвование, в особенности животных, надлежащим образом фиксировалось, потому что все они считались долгами, которые должны были быть погашены родственниками или союзниками живых членов семьи. Человек, внесший наибольший вклад в похороны, наследовал представляющие большую ценность рисовые поля, на которых по сути дела основывались богатство и власть. Что касается политической власти, в ее основе частично лежали долги, образовавшиеся в результате празднований.


Пиры, как правило, были основаны на конкуренции, потому что их основным мотивом являлось обеспечение выгодных взаимоотношений посредством долгов (за браки, оборонные или экономические начинания). Этот дух соперничества диктовал организаторам мероприятий необходимость производить или приобретать огромное количество продуктов, особенно мяса, мучных изделий и алкоголя. В принципе, учитывая конкуренцию, основанную на подарках (иначе говоря, долгах) в виде продуктов питания и предметов престижа, пищи всегда было недостаточно из-за того, что кто-то постоянно пытался изготовить больше других с целью вытеснения конкурентов. Готов спорить, что именно это конкурентное давление пиршеств и запустило процесс одомашнивания растений и животных.

Праздники — мероприятия зачастую чрезвычайно дорогие, на которые иногда уходит до 10 лет работы и экономии. Те, кто их оплачивает, рассчитывают извлечь выгоду из всех своих усилий и расходов. И это важная часть традиционных праздников: приглашенные и те, кто часто получает подарки, считаются обязанными отвечать взаимностью на приглашения и подарки в разумные сроки. Принимая приглашения на праздники, люди вступают в союз с хозяином. Каждый из них поддерживает другого в политических или социальных конфликтах, а также в экономических вопросах. Такая поддержка чрезвычайно важна, потому что социальные и политические конфликты — довольно распространенное в племенных деревнях явление, включающее в себя множество обвинений в неверности, воровстве, колдовстве, нарушении процессов наследования, неоплаченных счетах, ритуальных преступлениях и нанесении ущерба урожаю со стороны чужих домашних животных. Для того, чтобы защитить себя от подобных обвинений и угроз наказания, человеку нужны сильные союзники внутри сообщества. Праздники — это один из способов их заполучить.

Кроме того, во времена голода крайне важно иметь сеть поддержки для того, чтобы иметь возможность покупать продовольствие в долг. Голод возникает по многим причинам: взрослые могут быть не в состоянии работать на полях в результате несчастного случая или болезни или урожай может не взойти в результате наводнения, засухи или эпидемии. С помощью пиров люди создавали и поддерживали надежные сети социальной поддержки, чья эффективность была обусловлена проистекающими взаимными долгами. Стоит лишь дать себя втянуть в систему долгов, выбраться из нее практически невозможно, а отсутствие ответных пиров и подарков часто приводило к убийствам и войнам.

Сети и создаваемые системой пиров долги наделяли определенных лиц большой политической властью. Таим образом традиционные пиршества создали первые основанные на экономических соображениях (т. е. на избытках) иерархии. Амбициозные люди наживались на системе пиров, вовлекая других во взаимные долги. Такой способ использования праздников, безусловно, связан со способностью хозяев производить в избытке продовольствие, а затем извлекать из этого выгоду. Этот вид применения закона преобразования энергии появился, вероятно, только в эпоху верхнего палеолита Европы в более сложном обществе охотников-собирателей, около 30 тысяч лет назад. Общераспространенным явлением празднества стали только около 15 тысяч лет назад во время мезолита и эпипалеолита.

На Ближнем Востоке, где пшеница, чечевица, козы и крупный рогатый скот были одомашнены раньше всего, пиршества и социально-экономическое неравенство появились во времена Натуфийской культуры (12,5-14,5 тысячи лет назад), непосредственно перед началом доместикации в докерамическом неолите (12,5-10 тысячи лет назад). Похожая ситуация была зафиксирована на Дальнем Востоке с рисом и свиньями, а также в Новом Свете. Даже в наши дни примечательно, что в племенных деревнях домашних животных почти никогда не используют для обычного употребления в пищу: их повсеместным предназначением являются жертвоприношения и празднества. Подобного рода строгий этнографический характер, похоже, подразумевает, что это и было изначальной целью содержания и одомашнивания животных. Деревни горных племен в юго-восточной Азии явно рассматривают разведение домашних животных по аналогии с помещением денег в банк. Люди используют излишки для разведения животных, которые принесут им в будущем прибыль за счет пользы от пиров.

Необходимость в празднествах как способе преобразования излишков в могущество осталась и после одомашнивания животных и растений в эпоху неолита, бронзового и железного веков. Пиры были неотъемлемой частью ранних шумерских городов-государств, а также культуры и политики классической римской элиты. Они фактически управляли империей инков в Южной Америке.

Значительно отличающиеся от развлекательного характера современных праздников, изобилующих угощениями и социальными контактами, традиционные пиршества являлись увеселительными мероприятиями со скрытыми мотивами и непременными долгами, которые породили в некоторой степени основанное на излишках индустриальное общество со всеми неравенствами, среди которых живет значительная часть современного мира. Где бы мы сейчас были без тех пиршеств? Я думаю, что до сих пор оставались бы охотниками и собирателями.

 

Брайан Хейден является заслуженным профессором археологии Университета имени Саймона Фрейзера в городе Бёрнаби, расположенном в канадской провинции Британская Колумбия. Предметом его последних исследований стала роль празднеств в трансэгалитарной социодинамике и культурных/технологических изменениях. Его последняя книга называется «Сила пиров» (2014).