Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Музыка пробуждает чувства и воспоминания в людях с заболеваниями памяти. С помощью музыки можно облегчить симптомы болезней, связанных с ухудшением памяти, и эффективно улучшить работу мозга при нарушении мозгового кровообращения, утверждает финский исследователь. Он дает советы, как начинать заниматься музыкой с пожилыми людьми, страдающими нарушениями памяти на ранней стадии.

«Если бы люди понимали, насколько музыка влияет на работу мозга, они бы пели, исполняли и слушали музыку намного чаще и более осознанно», — говорит финский исследователь доцент Теппо Сяркямё (Teppo Särkämö).


Хотя в настоящее время музыка звучит почти всегда и повсюду, по его мнению, фоновая музыка не оказывает такое же эффективное воздействие, как пение, игра на музыкальных инструментах или сосредоточенное прослушивание музыки. В конце исследования Сяркямё дает пять советов, как заниматься музыкой с пожилыми людьми, страдающими нарушениями памяти на ранней стадии.


«Музыка оказывает на мозг такое же воздействие, как и лекарство», — говорит Сяркямё.


Регулярные занятия музыкой могут уменьшить симптомы заболеваний, связанных с ухудшением памяти, а также замедлить развитие болезни Альцгеймера и деменции. При помощи музыки можно эффективно улучшить работу мозга после возникшего нарушения мозгового кровообращения, например, после инфаркта головного мозга.


«Прежде всего, использование музыки как средства реабилитации является более приятной и мотивирующей процедурой для пациента, чем традиционные методы реабилитации, поэтому результата можно добиться более эффективно. Кроме этого, музыка улучшает настроение и снижает уровень стресса. Стресс снижается также и у близких, которые занимаются с больным родственником», — говорит Сяркямё.


Сяркямё рассматривает в своей диссертации 60 случаев выздоровления пациентов спустя шесть месяцев после ишемического инсульта.


Исследование проводилось в 2004-2007 годах совместно с отделением исследования когнитивных нарушений работы мозга при Хельсинкском университете, междисциплинарным подразделением Университета Ювяскюля, занимающимся исследованием музыки, и клиниками неврологии и радиологии. Диссертация рассматривалась в 2011 году.


Сяркямё пишет, что пациенты были разделены на три группы. Пациенты первой группы ежедневно прослушивали музыку, которую они выбирали на свой вкус сами. Вторая группа прослушивала аудиокниги. Третьей группе не предоставляли никакого специального материала для прослушивания.


В начале исследования все пациенты прошли нейропсихологическое обследование, ответили на вопросы, касающиеся их настроения, было произведено магнитное сканирование мозга пациентов и сделана магнитная энцефалограмма. Исследования повторили через три и шесть месяцев.


Исследовательская группа Сяркямё обнаружила, что в мозге участников группы, прослушивающей музыку, произошло больше нейропластичных изменений, способствующих выздоровлению. Способность запоминать и концентрироваться восстановилась лучше, чем у участников двух других групп. У них наблюдалось также меньше проявлений депрессии и рассеянности. «Изменения были долговременными, их можно было наблюдать и по прошествии шести месяцев», — отмечает Сяркямё.


В исследовании, проведенном в 2009-2011 годах в Хельсинки и Эспоо, Сяркямё изучал также воздействие регулярных занятий музыкой на пациентов, страдающих деменцией легкой и средней тяжести.


В этом исследовании пациенты также были поделены на три группы. В первой группе пациенты, страдающие расстройством памяти, регулярно пели известные им песни вместе с медсестрой или своими близкими. Во второй группе эти же песни регулярно прослушивали и обсуждали чувства и воспоминания, которые они вызывают. Третья группа проходила обычное лечение.


За участниками исследования наблюдали в течение шести месяцев. Пациенты прошли нейропсихологическое обследование в начале и конце исследования и ответили на вопросы, касающиеся их настроения и качества жизни.


Исследование показало, что у групп, в которых пели и прослушивали песни, когнитивные функции мозга сохранились лучше. Кроме этого, они меньше страдали от депрессии. Пение также оказало позитивное воздействие на рабочую память, то есть на ту область памяти, которая обрабатывает информацию и активно ее использует.


Сяркямё отмечает, что в тех группах, где занимались пением, близкие люди также меньше страдали от стресса и психологической нагрузки, чем в двух других группах.


Музыка пробуждала в пациентах, страдающих заболеваниями памяти, чувства и воспоминания.


«Особенно те песни, которые пели в детстве или во время важных периодов жизни, пробуждали чувства, трогали и радовали», — заключает Сяркямё.


По словам Сяркямё, пение и прослушивание музыки особенно заметно уменьшают симптомы заболеваний памяти на ранней стадии. «Начинать заниматься музыкой надо уже на начальной стадии заболевания», — считает он.


Так можно начинать заниматься музыкой с пожилыми людьми:


1. Спросите у своих близких, какие были их самые любимые песни в школе или в молодости.


2. Сформируйте небольшую коллекцию песен. Песни можно найти в Youtube или в библиотеке. Сервис Spotify — тоже удобный способ находить и слушать музыку.


3. Выберите несколько спокойных композиций, которые вы можете спеть вместе со своими близкими, когда они проявляют беспокойство. Выберите зажигательную и быструю музыку, которая зарядит энергией, когда вашим близким необходимо взбодриться.


4. Обсуждайте песни. Спросите, какие чувства вызывает эта песня, и для каких событий она подходит.


5. Выясните, есть ли поблизости хор для людей старшего возраста, к которому может присоединиться ваш родственник. Регулярно бывайте на концертах. Можете также организовать вечера песни вместе со своими близкими и друзьями.