«Я шел с парой друзей вдоль по улице — солнце садилось. Внезапно небо стало кроваво-красным, и я ощутил трепет тоски. Давящую боль в груди». Так норвежский художник Эдвард Мунк описывал состояние, которое передал в известной картине «Крик».


«Я остановился, прислонился к забору, потому что почувствовал себя смертельно уставшим. Над черно-синим фьордом и городом вспыхнули кровавые языки пламени. Мои друзья пошли дальше, а я остался позади, дрожа от страха. И я почувствовал, как мощный бесконечный крик пронизывает природу».


Передал ли тогда Мунк, как считают искусствоведы, свое внутреннее состояние через свою картину? Страх перед жизнью или смертью? Был ли «Крик» выражением состояния души? Или существовали внешние причины для создания произведения?


Долгое время метеорологи считают, что они действительно могли быть. «Крик» Мунка, возможно, был вдохновлен образом неба, так как гигантское облако пепла, которое в 1883 году распространил по миру вулкан Кракатау в Индонезии, заставило солнечный свет на протяжении нескольких лет мерцать красноватыми оттенками. Поэтому художник действительно мог увидеть на небе свои «кровавые языки пламени».


Однако извержение произошло за девять лет до того, как Мунк предположительно написал свою картину. И все же еще один момент не совсем вписывался в теорию окрашенного вулканом неба: Мунк нарисовал драматические красные волны — частицы пепла на границе с космосом, но мерцающие в закате солнца как ровная красноватая лента.


Новое объяснение


Теперь метеорологи представили новое объяснение: особый вид облаков окрасил небо над Осло и так глубоко впечатлил Мунка. Норвежская группа исследователей сообщает, что перламутровые облака иногда могут появляться только зимой в высоких широтах на высоте примерно 20 километров, и они похожи на небесные волны, изображенные Мунком.


Испуг Мунка логичнее объяснить перламутровыми облаками, сказала Хелен Мури (Helene Muri) из университета Осло на ежегодном совещании Европейского союза наук о Земле (EGU) в Вене, которая в понедельник представила там результаты работы исследовательской группы ее коллеги Свейна Фикке (Svein Fikke).


Вулканическое небо, объясняет Мури, не было чем-то необычным в то время, завеса пепла после извержения вулкана держалась примерно два года. Перламутровые облака, напротив, большинство людей в своей жизни никогда не видели, настолько редко встречается это явление. Соответственно, они могли произвести такое сильное впечатление на Мунка; исследователи называют их «кричащими облаками».


«Зачем вам нужно устраивать беспорядок?»


Перламутровые облака возникают, когда свет только что зашедшего или взошедшего солнца освещает тонкую завесу мельчайших кристаллов высоко на небе. Примерно через полчаса после заката и восхода солнца блеск угасает: либо наступает ночь, либо солнце на небе затмевает перламутровые облака и они становятся невидимыми.


Кристальные завесы образуются только зимой в сильные морозы, когда восходящие потоки поднимают маленькие капли в стратосферу, где они замерзают. Такие потоки чаще всего возникают в горах. Впрочем, там часто образовываются и обычные облака, которые загораживают вид на перламутровые облака.


Новая теория могла бы произвести фурор, как показало удивление одной журналистки на совещании Европейского союза наук о Земле: «Почему, — резко спросила она Мури, — вам нужно внести в этот вопрос еще больше беспорядка?»


Исследовательница невозмутимо ответила: «Это наша работа, задавать вопросы». Эксперты в искусстве или психологи, конечно, могут искать собственные интерпретации известной картины. Как ученых, занимающихся естественными науками, их поражают такие удивительные совпадения между природой и произведением искусства, добавила Мури.