Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия голосует, но заметит ли это Кремль?

Выборы в местные органы власти привлекают новую поросль российских активистов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прохладным сентябрьским вечером Юлия Щербакова отправила свою маму и двоих детей на прогулку в парк. Вместо того, чтобы пойти вместе с ним, она взяла синий планшет с зажимом для бумаги и отправилась собирать подписи по квартирам, вознамерившись стать депутатом районного совета. Она — одна из трех тысяч новых российских активистов, которые попытаются повлиять на жизнь российского общества.

Прохладным сентябрьским вечером в понедельник Юлия Щербакова отправила свою маму и двоих детей на прогулку в парк. Вместо того, чтобы пойти вместе с ним, она взяла синий планшет с зажимом для бумаги и отправилась собирать подписи по квартирам, вознамерившись стать депутатом районного совета. Результат обхода с целью сбора голосов оказался удручающим. Из 72 квартир, в двери которых она позвонила в тот вечер, открыли только в 16. Гораздо больше было тех, кто предложил ей проваливать. Неоплачиваемая должность депутата дает ограниченные полномочия сроком на пять лет. Но Щербакова увидела в такой «уличной политике» редкий шанс повлиять на жизнь российского общества. «Именно здесь в нашей стране можно что-то изменить, — говорит она. — Наверху это невозможно».


Она не одинока. 10 сентября россияне пойдут на избирательные участки, чтобы выбрать более десятка губернаторов и заполнить тысячи мест в региональных и муниципальных парламентах. В основном это будет спектакль управляемой демократии, и привилегированные кандидаты от правящей партии «Единая Россия» повсеместно придут к победе. Но в Москве гонка в 125 районных советах привлекла к себе множество новых лиц, которые баллотируются как независимые или оппозиционные кандидаты в попытке изменить нынешний состав советов, отвечающих за местные расходы и инфраструктуру.


Данная кампания стала отражением растущей активности на местах в российской столице. «Доверие к официальным органам власти подорвано, и люди в ответ формируют доверие к местным организациям, которые они создают сами», — говорится в опубликованном недавно докладе на тему самоорганизации гражданского общества на местах, который подготовил Андрей Колесников из Московского центра Карнеги и социолог из независимого Левада-Центра Денис Волков. В прошлом году причиной такого роста активности стала вызвавшая острую полемику политика городского планирования. Поддержанный московским мэром Сергеем Собяниным проект, предусматривающий снос многочисленных ветшающих многоквартирных домов малой этажности и переселение их жителей, привел к тому, что этим летом на уличные протесты вышли тысячи людей. Амбициозная программа дорожного строительства тоже вызвала возмущение у людей, так как столица превратилась в настоящий лабиринт из раскопанных тротуаров с многочисленными ограждениями. Пока это проблемы местного характера, но «потенциальное разрастание „дворового суверенитета" до масштабов городского района теоретически может достичь масштабов города, а то и страны», — утверждают Колесников и Волков.


В целом в Москве зарегистрировалось более 7 500 кандидатов, которые будут бороться за места в районных советах, и это рекордный показатель для Москвы постсоветского периода. Среди них много молодежи, и эти люди пока новички в политике. Количество кандидатов в возрасте 21 год и меньше удвоилось по сравнению с 2012 годом, а число тех, кому меньше 35 лет, выросло в полтора раза. Эти люди вряд ли представляют угрозу режиму Владимира Путина, но они со своей готовностью к активной деятельности резко отличаются от обычно аполитичных российских масс.


Многие новые кандидаты откликнулись на призыв бывшего депутата Государственной Думы и лидера оппозиции Дмитрия Гудкова, который надеется набрать достаточно независимых мандатов, чтобы выдвинуть свою кандидатуру на пост московского мэра (депутаты районных советов руководят процессом выдвижения). Гудков рассчитывал на 150-200 заявок, а получил более трех тысяч. Он зарегистрировал примерно тысячу человек в возрасте от 18 до 82 лет, которые будут участвовать в гонке. Чтобы помочь новичкам в политике разобраться в тонкостях избирательной бюрократии, команда Гудкова создала онлайновый сервис, который он прозвал «политическим Uber». Шансы на решительную победу очень низки, но Гудков надеется, что в результате этой кампании появится прочная политическая сеть. Он может даже набрать большинство в нескольких округах. Тогда мэру придется обратить на это свое внимание.