Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Когда бортпроводницы были еще «реактивными девушками»

Раньше от стюардесс требовалось, в принципе, лишь одно: быть симпатичными и, пожалуйста, не слишком толстыми. В Германии эти времена остались в прошлом. Но в других странах стереотип все еще жив.

© AFP 2017 / Miguel MedinaСтюардессы авиакомпании "Аэрофлот"
Стюардессы авиакомпании Аэрофлот
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Они должны были быть сексуальными и услужливыми, раздавая пассажирам журналы и рассказывая о том, как правильно пользоваться ремнями безопасности. Их волосы не должны были спадать на лицо. А еще им запрещалось выходить замуж, беременеть, поправиться даже на килограмм. Но с началом эпохи эмансипации «реактивные девочки» исчезли, а стюардессы превратились в бортпроводниц.

Они должны были быть сексуальными и услужливыми, раздавая пассажирам журналы и рассказывая им о том, как правильно пользоваться ремнями безопасности. Их волосы, сплетенные в косички, «как у Моцарта», или собранные в пучок «в стиле Джорджа Вашингтона», не должны были спадать на лицо. А еще им запрещалось выходить замуж, беременеть,  поправиться хотя бы на лишний килограмм или забывать надеть «посуду» (то есть бюстгальтер). В 32 года — ну, самое позднее, в 40 — они оставляли работу, а до тех пор подвергались регулярному строгому контролю физической формы. Именно так писал о работе стюардессы журнал Der Spiegel в 1972 году.


С началом эпохи эмансипации «реактивные девочки» исчезли, а стюардессы превратились в бортпроводниц. По крайней мере, в Германии. В других странах эпоха «реактивных девочек» еще продолжается — в частности, это заметно в России. Там авиакомпании «Аэрофлот» пришлось недавно отменить собственные «правила стройности», введенные в начале этого года. Они предписывали принимать на работу девушек с размером одежды не более 42-го. Остальные же могли рассчитывать лишь на работу в наземных службах или, в лучшем случае, на внутренних рейсах.


Предполагалось, что худшие условия оплаты должны были стать стимулом для похудения. Однако одна из стюардесс подала на авиакомпанию в суд и выиграла его. Представители Аэрофлота объяснили введение «правил стройности» следующим образом: «Аэрофлот — авиакомпания премиум-класса, и наши пассажиры платят, в частности, за привлекательную внешность наших сотрудников».


Иначе говоря, если следовать этой логике, получается, что авиакомпания, причисляя себя к премиум-классу, делает ставку именно на внешность стюардесс, а не на такие моменты, как пунктуальность или безопасность. Авиакомпании умеют грамотно «продавать» эту отличительную особенность: так, лоукостер Ryanair уже на протяжении нескольких лет выпускает календарь, на страницах которого ее самые симпатичные стюардессы щеголяют в купальниках-бикини. И даже северокорейская Air Koryo, считающаяся худшей во всем мире, в начале этого года выпустила аналогичный каталог (впрочем, фотографии там были попроще).


Однако больше всех своими стюардессами может гордиться авиакомпания Singapore Airlines, особенная красота бортпроводниц которой давно уже является традицией. Их еще с 1970-х годов называют не иначе как «сингапурскими девушками». Они стройны и грациозны, носят изящные туфельки и непрерывно улыбаются. Общению с пассажирами они учатся на так называемых чайных вечеринках. Если им приходится иметь дело с особо важным гостем на борту, то, принимая заказ, они приседают на корточки.


Профессия стюардессы входит в число профессий, с которыми связано, пожалуй, больше всего клише. И если в некоторых странах такие «ходячие стереотипы» угощают пассажиров томатным соком, в Германии — да и в большинстве других стран Европы — они уже давно остались в прошлом. Больше нет четких параметров, которым бортпроводницы должны соответствовать — будь то по размеру одежды или по возрасту.


«С 1980-х годов ситуация в Германии в этом смысле сильно изменилась», — сказал Николи Баублис (Nicoley Baublies), глава профсоюза Ufo. По его словам, это связано, в первую очередь, с изменениями, произошедшими в самом обществе. В частности, важную роль сыграли принятие Закона о равном обращении и многочисленные дискуссии на эту тему. По крайней мере, профсоюзу практически никогда не доводилось сталкиваться с жалобами сотрудниц на дискриминацию по причине их внешности, добавил Баублис.


Требования к внешности, предъявляемые авиакомпаниями Lufthansa или, к примеру, Ryanair, не слишком строги: четкие параметры касаются лишь роста, чтобы бортпроводница была не слишком высокой и не слишком низкой, и остроты зрения. Lufthansa требует лишь, чтобы сотрудники выглядели «ухоженными». Раньше, по словам Баублиса, требовалась «привлекательная» внешность. А вес должен быть «адекватным». Кроме того, некоторые авиакомпании, в том числе и Lufthansa, запрещают сотрудникам иметь пирсинг и броские татуировки. Впрочем, Баублис, по его словам, не исключает, что некоторых соискателей не принимают на работу по причине внешнего вида: «Я готов поспорить, что претендентам на работу отказывают, потому что работодателю что-то не нравится. А по какому поводу отказать, он придумает».


Но и для стюардов есть жесткие требования


Однако тот факт, что авиакомпании — как и многие другие работодатели — стараются не обижать соискателей по причине их внешности, связано не столько с законом о запрете дискриминации, а с тем, что тема дискриминации вызывает широкие общественные дискуссии. Закон о равном обращении защищает людей от дискриминации в плане возраста, пола, происхождения, религии, инвалидности или сексуальной ориентации — но не от дискриминации по причине внешности. «К сожалению, законодатели не сочли это существенным фактором», — сказал представитель профсоюза.

 

Хотя, вероятно, пройдет еще немало времени до появления календаря с «реактивными мальчиками», есть, по крайней мере, авиакомпании, которые выпускают для бортпроводников мужского пола такие же строгие инструкции, как и для их коллег-женщин. Так, American Airlines предписывает «удалять видимые волосы из носа, с ушей и предплечий или откуда-либо еще. А United Airlines особенно строга к обладателям бороды, требуя, чтобы ее длина составляла не более 6,3 сантиметров по обеим сторонам рта».