Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Тигр» — непробиваемый фашистский монстр, наводивший ужас на танки союзников

© Фото : Idaho Military History MuseumТанк «Тигр» в Тунисе, 1943 год
Танк «Тигр» в Тунисе, 1943 год
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Танк «Тигр» был настоящим стальным зверем, фашистским левиафаном весом в 57 тонн, наводившим ужас на солдат союзников. Во время Второй мировой войны у него практически не было аналогов. Ни американцы, ни англичане не могли противопоставить этому гиганту ничего серьезного. Лишь некоторые советские танки, в частности ИС-2, оказались способны доставить ему неприятности.

Танк «Тигр» был настоящим стальным зверем, фашистским левиафаном весом в 57 тонн, наводившим ужас на солдат союзников. Во время Второй мировой войны у него практически не было аналогов. Ни американцы, ни англичане не могли противопоставить этому гиганту ничего серьезного. Лишь некоторые советские танки, в частности введенный в строй в 1944 году ИС-2, оказались способны доставить ему неприятности. Впрочем, основной состав танковых бригад Красной армии (костяк которого составляли средние танки Т-34) также часто оказывался бессилен перед мощным бронированием «Тигра».


Помимо брони, Panzerkampfwagen VI Ausf E, он же Panzer VI (техническое название этого непобедимого колосса), оснащался поистине смертоносным орудием — 88 миллиметровым KwK 36 L/56. В статье о «Тигре» британского танкового музея Tank museum говорится, что это орудие могло поразить любого из современников «на расстоянии до 2000 метров». Все этот делало «Тигр» настоящим кошмаром для союзников. Вот как писал о нем русский танкист Николай Дубровин: «Встреча с „Тигром" вызывала дрожь. Он наводил ужас всем своим видом».

 

Всего за Вторую мировую войну фашистами было выпущено 1354 этих гиганта. И даже этого небольшого числа хватило, чтобы слава о них дошла до наших дней. Легендарная непобедимость этой машины стала причиной того, что художник Франсиско Фернандес Наварро (Francisco Fernández Navarro) создал целую диораму, посвященную «Тигру». По его словам, ему пришлось провести немало часов с клеем и кисточкой, чтобы вдохнуть жизнь в каждого из солдат на диораме. Но это того стоило: тот, кто приобретет это произведение искусства, унесет домой кусочек истории.

 

По словам самого Фернандеса, источником вдохновения при работе над этой диорамой был фильм «Герои Келли» («Kelly's Heroes»)«, пропущенный через призму его творческого воображения. «Я оживил семерых немецких солдат, ведущих бой с американским танкистом». Впрочем, верно и обратное, потому что именно американец хладнокровно разряжает свой пистолет в фашистов. Замечательна сама идея: одиночка вступает в схватку с группой готовых убить его солдат. У одного из немецких танкистов на лице неподдельное удивление, он словно кричит: «Что ты делаешь? Ты сошел с ума?!»

 

Впрочем, андалузский художник не любит долго почивать на лаврах. Его редко хватает более чем на несколько часов, после чего он вновь берется за работу. Творческий подход и умеренные цены делают его работы востребованными и дают много заказов. И всего этого ему удалось добиться всего за несколько месяцев продаж через интернет.


Гитлеровское чудовище


Проект создания Panzer VI, колосса, поставленного Фернандесом в центр своей работы, появился не на ровном месте. Германия начала экспериментировать в этом направлении еще в 1937 году. Но понадобилось пять лет, чтобы идея стала реальностью. «Первые серьезные шаги в этом направлении были предприняты после встречи с Гитлером, состоявшейся 26 мая 1941 года», — пишут Томас Йентц (Tom Jentz) и Хиллари Дойл (Hilary Doyle) в своей книге «Грозный «Тигр».


После этой встречи фюрер приказал двум своим ведущим производителям (австрийской компании «Порше» и немецкой компании «Хеншель») разработать тяжелый танк, способный противостоять английским пушкам. По крайней мере, так утверждают авторы этого произведения. Они же указывают на то, что проект был начат после того, как немцы столкнулись на фронте с универсальными советскими Т-34.


В ходе испытаний, проведенных в 1942 году, модель «Порше» показала себя как ненадежная. Это, безусловно, расстроило Гитлера, бывшего близким другом Фердинанда Порше. Но фюреру пришлось сделать ставку на более удобный, безопасный и надежный прототип. «Модели «Хеншель» дали зеленый свет, и уже в августе 1942 года она пошла в производство под названием «Panzerkampfwagen VI Ausf E», — рассказывает Дэвид Портер (David Porter) в своей книге «Самое секретное оружие Гитлера».


Тот же автор указывает, что всего на фабрике производством танков занималось 8 000 рабочих. «Они работали в две 12-часовые смены, дневную и ночную». На то, чтобы собрать гиганта, требовалось две с половиной смены, еще 14 смен уходило на то, чтобы довести его до полной готовности.


Как писал в своей книге «Воспоминания солдата» генерал-полковник бронетанковых войск Третьего рейха Гейнц Гудериан (Heinz Guderian), «Гитлер настолько горел желанием попробовать свое новое оружие», что, как только в его распоряжении оказались первые «Тигры», он тут же отправил их принять участие «в операции, не имевшей никакого значения». Эта операция была для «Тигров» крайне неудачной: несколько машин было потеряно, хуже того, «был утрачен эффект внезапности для будущих операций».


Но уже скоро Panzerkampfwagen VI Ausf E доказал, что может в одиночку вести бой против многочисленного противника без какой-либо помощи. В период с 12 января по 31 марта 1943 года, каждый из этих гигантов (по утверждению Портера) уничтожил по 26 русских танков. И именно так «Panzer VI» завоевывал свою славу.


Неуничтожимый


Танк «Хеншеля» оказался настоящей крепостью на гусеницах. По словам авторов книги «Грозный тигр», его размеры составляли 3,70 метров в ширину и 8,45 метров в длину (что было совершенно несравнимо с размерами среднего танка «Шерман»: 2,62 метра на 5,84 метра).


Вес «Тигра» составлял 57 тонн против 30 тонн у основного американского танка. При этом, несмотря на свои размеры, он не был неповоротливым. По крайней мере, так утверждал немецкий ас-танкист Отто Кариус (Otto Carius) в своих мемуарах «Тигры в грязи». «Мы могли передвигаться по дорогам со скоростью 45 километров в час и по пересеченной местности со скоростью 20 километров в час. Но перевозимое оборудование заставляло нас ехать со скоростью 20-25 километров в час по дорогам и пропорционально меньшей скоростью по пересеченке». Ничуть не хуже, чем 50 километров в час, которыми мог похвастать один из будущих основных противников «Тигра».


Лобовая броня «Panzer VI» имела толщину в 100 мм, боковая — 60 мм. Это делало его практически неуязвимым для большинства средних танков союзников и пехотной артиллерии. «Боковой и кормовой брони было достаточно, чтобы обеспечить защиту от американских 75 мм и советских 76 мм пушек на обычных для ведения боя дистанциях», — пишут Йентц и Дойл.


Сухие цифры показывают безнадежность положения для американской техники. Историк Брайан Перретт (Bryan Perrett) в своей книге «Танковое дело» подтверждает тот факт, что «Тигры» могли уничтожить танк «„Шерман"» на дистанции до 3 000 метров (разумеется, при удачном для себя стечении обстоятельств). В то же время большинство танков союзников не могло пробить толстую лобовую броню «Panzer VI» и были вынуждены сближаться с ним на короткую дистанцию, чтобы обойти сбоку и бить в корму. Но военные действия в то время велись совсем не так, как показывают сегодня в кино: танки было видно не меньше, чем за полтора километра прежде, чем они успевали что-нибудь предпринимать. И это давало фашистам большое преимущество.


Отто Кариус в своих мемуарах был гораздо сдержаннее: «В России самым опасным противником для нас были „Т-34" и „Т-43", оснащенные длинной 76 мм пушкой. Эти танки представляли реальную угрозу на расстоянии в 600 метров при лобовой атаке, 1500 метров при атаке во фланг и 1 800 метров при атаке с тыла. При удачном попадании, мы могли уничтожить их с расстояния 900 метров».


Йентц и Дойл также указывают в своей книге, что американские танки «Шерман» с 76 мм пушкой и советские «Т-34-85» (модернизированные «Т-34» с мощным орудием) могли поразить «Тигр», пусть и на короткой дистанции.


Впрочем, такая возможность, чаще всего, была только на бумаге. Так, в случае американцев, все танки, высадившиеся в Нормандии, были снабжены не 76 мм, а менее мощным орудием. Похожая картина наблюдалась и в советских рядах, поскольку основу танковых сил СССР составляли «Т-34», практически бессильные перед лицом гитлеровского колосса. «Тигр» был гораздо сильнее «Т-34». «Наша 76 мм пушка могла причинить ему хоть какой-то вред лишь с дистанции менее 500 метров. „Тигр" же не промахивался и с километровой дистанции», — рассказывает в интервью канала «History Channel» командир танка Владимир Антонов.


Командир «Тигра» Альфред Руббель (Alfred Rubbel) в интервью этому же каналу добавляет, что и экипажи «Тигра» комплектовались особым образом: «Экипажи „Тигров" набирались исключительно из самых опытных солдат других танковых подразделений. Подготовка включала в себя теоретические занятия в классе и последующие практические занятия на танке». Кариус в своих мемуарах подтверждал его слова и добавлял, что «Тигр», несмотря на его размеры, можно было вести «двумя пальцами».


Этот танк наводил ужас. Это хорошо чувствуется в рассказах танкистов, подобных Филу Лоуренсу (Phil Lawrence), командиру «Шермана» Шербрукского стрелкового полка во время Высадки в Нормандии. В интервью каналу «History Channel» он рассказал, как столкнулся лоб в лоб с «Тигром» во время боевых действий на территории Франции.


«Он выкатился из-за угла здания. […] Это было самым страшным зрелищем в моей жизни. […] У меня был заряжен бронебойный, я выстрелил, но снаряд срикошетил от его брони. Мы молнией зарядили фугасный снаряд […] Пушка откатывалась и снова стреляла, мой заряжающий без устали заряжал снаряды». Но выстрелы не давали никакого эффекта. Ошеломленный командир приказал механику отступать, но сделать этого они не успели. «Тигр» выстрелил в них в упор. «Сложно передать словами, насколько мощным был этот удар». Снаряд ударил в нашу башню и пробил ее насквозь«. Командир чудом спасся.


Человек, который оживляет Вторую мировую войну


Франсиско откровенно рассказал газете АВС о своей последней работе, в которой союзный танкист противостоит полудюжине фашистов и «Тигру». Каждым своим ответом этот художник демонстрирует, что языком он владеет не хуже, чем кистью.


По его словам, он увлекся моделированием с девятилетнего возраста. С тех пор через его руки прошла вся техника и пехота Второй мировой войны. Танки, самолеты, солдаты… Кто только ни побывал в его маленькой мастерской: от парашютистов 101 воздушно-десантной дивизии США до немецких солдат Африканского корпуса. И все они обрели жизнь в его руках.


Вплоть до недавнего времени этот испанец творил батальные сцены для себя, при закрытых дверях. Но несколько месяцев назад он решил начать продажи через интернет. По его словам, он принял это решение, когда увидел, что для его творчества есть рынок.


При этом его работы отличаются от других, которые можно приобрести через интернет, одной немаловажной деталью: очень бюджетной ценой. По словам Франсиско, он делает свою работу для того, чтобы каждый мог взять домой кусочек истории и насладиться им Сам он называет эту концепцию «лоукост диорамами». И это действительно так, поскольку аналогичные работы нередко стоят сотни евро. «Я предпочитаю упростить окраску, чтобы сделать цену доступной, нежели усложнять ее и задирать цену до 200-300 евро».


Любители Второй мировой войны приняли его инициативу на ура и стали приобретать у него макеты. За несколько месяцев он продал почти тридцать работ и начал получать новые заказы. Американские «Шерманы», немецкие «Пантеры» и даже немецкие солдаты, остановившиеся на привале, чтобы выпить по стакану молока. Франсиско все по плечу, и за каждой из его работ кроется своя история. Каждый мазок кисти рассказывает о своем.


1. Как вы пришли в мир моделей и диорам?


Мне было 8-9 лет, когда я увлекся склеиванием моделей в масштабе 1/72. Тогда, впрочем, я еще не знал, что такое масштаб. Увлечение моделями росло и крепло, в 21 год мне подарили мой первый танк. С тех пор я стал специализироваться на сборке моделей, прошел обучение у выдающихся мастеров и профессионалов этого небольшого мирка. Сейчас мне 46, и я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Модели — по-прежнему моя страсть. Разница лишь в том, что теперь я специализируюсь на машинах и фигурках, которые сложно найти на рынке.


2. А почему вы продаете диорамы?


За эти годы я неоднократно встречал людей, которые говорили мне, что диорамы стоят очень дорого. И я решил изменить это. Сделать продукт более доступным, чем произведения выдающихся профессионалов (цены которых, кстати, вполне соответствуют качеству окраски). Я хочу, чтобы все могли насладиться миром моделей. Чтобы они могли поставить диораму у себя дома, показывать ее, отдыхать, глядя на нее… Я выбрал для себя этот путь, и, кажется, у меня все получается. Я уже продал 25 или 26 диорам. У меня готово еще 10 или 11 и я вот-вот выложу их в сеть.


3. Откуда вы черпаете идеи для своих диорам?


Некоторые диорамы основаны на фильмах. Когда я вижу в кино какую-то сцену, я стараюсь запомнить ее и воссоздать. А иногда я просто сажусь перед пустой диорамой и начинаю расставлять на ней танки, солдат… И постепенно из ничего возникает идея. Я стараюсь делать диорамы простыми, но за простотой всегда стоит какая-то история, диорама должна о чем-то рассказывать. Это, как раз, случай последней диорамы, в которой американский солдат отчаянно отбивается от немцев.


4. Фильмы?


Да. Хороший пример таких работ — моя последняя диорама. Я создал ее, основываясь на заключительной сцене фильма «Жизнь прекрасна». Это момент, когда ребенок видит танк «Шерман», который приехал спасти его. Я выставил ее на конкурс и занял третье место. Я очень горжусь этой работой. Еще мне очень нравится моя работа «Гладиатор». Это раскрашенная свинцовая фигурка, которую я делал ее на пляже. Буквально на полотенце, пока все вокруг купались.

 

4. А у вас есть какая-то любимая диорама?

 

Я люблю их все. У каждой из них своя эпоха, своя история, своя жизнь, каждая из них не похожа на другие. Но к некоторым из них я действительно испытываю особые чувства. Одна из них — это изображение сцены из фильма «Ярость». В ней я постарался в точности следовать фильму, и это оказалось непросто. Было сложно сделать, чтобы фигуры были похожи на актеров. Да и работы с «Опелем-Блитцем» получилось много, потому что я сделал модель с очень большим количеством деталей. Это было нелегко, но оно того стоило.


5. Сколько времени уходит на создание диорамы?


На то, чтобы установить и раскрасить фигурку в масштабе 1/35, уходит около 3 часов. На танк может уйти до 24 часов работы. На полную диораму из семи фигур с момента начала работы уходит пять дней. Цены относятся к категории «лоукост». Я стараюсь держаться в пределах от 20 до 50 евро.


7. Почему диорамы так популярны на различных интернет-площадках, подобных Wallapop? Почему люди вдруг решают приобрести себе диораму?


По моему опыту, люди просто хотят украсить свой дом чем-нибудь необычным. Чем-то, сделанным руками, качественным, связанным с историей, олицетворяющим какой-то ее фрагмент. Кроме того, многие увлекаются военным делом или любят те или иные танки, о которых узнали из фильмов или книг. Есть и такие, кто видит в диораме искусство. Сцену. Они видят то, что может произойти с тобой, с другими. И поэтому многие начинают коллекционировать их.


8. Можно ли назвать мир моделей искусством?


Да. Мы тоже работаем кистью и творим настоящие чудеса на очень ограниченном пространстве. Кроме того, просто поменяв фигуры местами мы меняем сюжет диорамы.


9. А как давно вы интересуетесь Второй мировой войны?


Еще со школы. Когда мы дошли до темы Второй мировой войны, я с головой погрузился в нее. Я заинтересовался военной техникой. Мне было любопытно, как это работает. Я начал копать, стал покупать наглядные книги. Все это позволило мне понять, как именно раскрашивать модели, я увидел, например, как распределяется по гусенице грязь. Но меня интересуют и другие временные периоды, в частности, испанская Гражданская война, несмотря на то, что это был очень болезненный период.

 

10. Важна ли для вас историческая достоверность?


Да. Я стараюсь придерживаться реальных деталей. Униформа, в частности, меняется от года к году и от сезона к сезону. Но при обороне Берлина, к примеру, на солдатах можно было увидеть самую разную униформу, потому что к тому моменту им приходилось обходиться тем, что у них было.


11. А какой ваш любимый танк?


Мне очень нравятся американские танки: «Шерман», «Шерман М-51»… Они великолепны. Хороши и «Тигр» с «Ягдпантерой». Еще мне очень нравится тематика Африканского корпуса.


Но до «Шермана» им далеко…


12. Каким будет ваш следующий проект?


Я думаю, что-нибудь, связанное с высадкой в Нормандии. Было бы интересно воссоздать атмосферу немецкого тыла. На эту тему мало работ. Вот только проблема в том, что должно быть что-то очень масштабное. Но я постараюсь сделать диораму поменьше, чтобы ее можно было поставить на полку и несложно было хранить.