Если Россия хочет подвести базу под свои притязания на власть в Восточной Европе, то религия является здесь главным аргументом. Православие, которое уже тысячу лет тесно связано со славянской культурой, с 1991 года переживает громадный подъем на постсоветском пространстве. Для Кремля церковь стала мощным политическим союзником, который приобретает все большее влияние, наполняющее содержанием абстрактную имперскую идею «русского мира». Однако политизация религии ведет также и к сопротивлению, особенно на Украине, где православную церковь постоянно втягивают в конфликт из-за Крыма и Восточной Украины.


Церковь «страны-агрессора»


В своих попытках порвать со всем русским украинское правительство уже в течение нескольких месяцев занимается той православной церковью, которая входит в Московский патриархат. Выдвинут проект закона о том, что церкви, руководство которыми осуществляется из «страны-агрессора», должны в будущем подчиняться особому правительственному регламенту и согласовывать с государством кандидатов на свои ведущие посты.


Московский патриархат видит в этом вмешательство в дела церкви, против которого он резко выступает. Однако создается впечатление, что церковное руководство в Москве склоняется к тому, что этот закон все-таки будет принят. Поэтому в четверг на чрезвычайном заседании Синода епископы приняли решение официально перевести управление Украинской православной церкви в Киев, решение, которое Москва долго не хотела принимать. Благодаря формальной независимости церковь может утверждать, что отныне ею больше не управляют из Москвы. Штефан Кубе (Stefan Kube), один из ведущих экспертов по православной церкви в немецко-говорящем пространстве, считает, что цель этого шага — улучшить положение Украинской православной церкви. «Ее часто называли „пятой колонной“ Москвы». Правда, это изменение закрепляет лишь ту автономию, которую церковь уже имела де-факто, а действительно важные решения будут, вероятно, по-прежнему приниматься в России.


Какую роль должен играть Киев?


Тем не менее решение Синода привнесло новую динамику в дискуссию о роли Киева в православии. Этот город является важным символом славянской культуры. Здесь в 988 году началось крещение Киевской Руси, здесь находится Киевская лавра, одно из самых главных религиозных мест и поразительный по красоте объект всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1991 году вопрос о том, что Киев, так же как и Москва, должен иметь собственный патриархат, вызвал раскол в православной церкви Украины. Однако церковь с большим количеством собственных прихожан, подчиненная Киевскому патриархату, была не признана большинством других православных церквей Восточной Европы.


Этот конфликт осложнил существование всемирной православной общины, которая насчитывает примерно 300 миллионов человек. В 2016 году он омрачил первый за последнее тысячелетие церковный собор всемирного православия, с которым были связаны большие ожидания. Это произошло, после того как московский патриарх Кирилл в преддверии собора заклеймил украинцев националистами и схизматиками. Эти существующие конфликты могут быть еще больше обострены украинским законом, если только перевод правления из Москвы в Киев не приведет к сближению обеих украинских православных церквей. Первый шаг в этом направлении недавно был сделан предстоятелем Киевского патриархата Филаретом. Митрополит призвал русского патриарха Кирилла к ответному шагу и диалогу. Но от собственного патриархата он все же не отказался.