Родители часто получают книги при посещении педиатра по программам, популяризирующим чтение, наподобие Reach Out and Read (Бери и читай), и от самых разных специалистов и преподавателей слышат, что читать детям — чрезвычайно важно для их развития.

 

Сообщение о важности чтения поступает родителям, которые понимают роль этого навыка. В отчетном докладе некоммерческой организации Child Trends, к примеру, сообщается, что в 2007 году родители читали вслух каждый день 55% детей в возрасте от трех до пяти лет. По данным американского министерства образования, 83% детей в возрасте от трех до пяти лет родные читали от трех до пяти раз в неделю в 2012 году.

 

В этом не теряющем актуальность совете о чтении маленьким детям не сообщается, однако, что текст оказывается столь же важен, как и сам опыт чтения книги. Все ли книги равны, когда речь идет о чтении вслух маленьким детям? Важно ли, какую книгу вы выбираете для чтения? Отличаются ли книги для малышей до года от книг для детей от года до трех?

 

Чтобы сориентировать родителей, как создать высокопродуктивный опыт чтения для их маленьких детей, моя лаборатория психологических исследований провела ряд разработок, касающихся познавательных способностей младенцев. Одна из наших целей состоит в том, чтобы лучше понять степень важности чтения книг для развития мозга и поведенческих навыков ребенка.

 

Что стоит на детской книжной полке

Ребеной на книжной ярмарке в Пириже

Исследователи понимают очевидную пользу чтения вслух для развития ребенка. Чтение вслух маленьким детям расширяет их словарный запас и положительно сказывается на развитии их когнитивных способностей, оно дает им навыки, готовящие их к самостоятельному чтению, и способствует лучшему развитию понятий у детей.

 

Чтение вслух также качественно укрепляет связь между родителем и ребенком, способствуя двустороннему контакту — это парный танец родителей и детей. Безусловно, не в последнюю очередь, этот опыт каждый день дает возможность детям и родителям лишний раз пообниматься.

 

В одном из недавно опубликованных исследований утверждается, что и качество, и количество семейного чтения вслух в раннем детстве определяли в дальнейшем словарный запас ребенка, его навыки чтения и способность написать собственное имя. Иными словами, чем больше книг родители читали своим детям, чем больше времени они проводили за чтением, тем большую пользу для развития извлекали из этого их дети в четыре года.

 

Это важное открытие является одним из первых, определяющих степень пользы семейного чтения с самого младенчества. Остается еще, однако, много неисследованного в области того, приводят ли некоторые книги к улучшению взаимодействия и познания.

 

Младенцы и книги в лаборатории

 

В наших исследованиях мы с коллегами наблюдали младенцев в течение второго полугодия их жизни. Мы выяснили, что, когда родители показывали детям книги с изображением лиц или предметов, которые имеют отдельные названия, младенцы больше узнают, связывают новое знание с новыми ситуациями и демонстрируют более конкретные мозговые реакции. Этого не происходит, когда детям показывают книги, где не было относящегося к изображениям поясняющего текста, или где под иллюстрациями в книге приводился один общий текст. Раннее познание в младенчестве также связывалось с положительным воздействием на ребенка через четыре года.

 

Последняя часть наших исследований финансировалась Национальным научным фондом (National Science Foundation) и была недавно опубликована в журнале «Развитие ребенка» (Child development). Вот что мы сделали.

Сначала мы пригласили шестимесячных младенцев в нашу лабораторию, где мы могли оценить, сколько внимания они уделяют персонажам историй, которых они никогда до этого не видели. Мы использовали электроэнцефалографию (ЭЭГ) для того, чтобы зафиксировать реакцию их мозга. Младенцам на голову надевается напоминающая чепчик сеть из 128 сенсоров, позволяющих нам зафиксировать электричество, вырабатываемое естественным образом на поверхности кожи головы при работе мозга. Мы оценили эти нейронные реакции, когда дети рассматривали картинки на мониторе компьютера. Эти измерения работы мозга могут рассказать нам о том, что дети знают и могут ли они различать персонажей, которых мы им показываем.

 

Мы также изучали взгляд младенцев, используя технологию отслеживания движений глаз, чтобы увидеть, на каких деталях изображений они сосредотачивались и как долго фиксировали на них свое внимание.

 

Данные, полученные нами в ходе их первого визита в нашу лабораторию, служили точкой отсчета. Мы хотели сопоставить наши изначальные измерения с теми, которые мы намеревались снять в дальнейшем, после того как отправили их домой с книгами, где действовали те же персонажи.

 

Мы разделили наших волонтеров на три группы. Одна группа родителей читала своим детям книги, где было шесть персонажей с отдельными наименованиями, которых дети никогда не видели раньше. Второй группе дали такие же книги, но вместо отдельных подписей, в них присутствовал общий текст, относящийся ко всем персонажам. Наконец, у нас была третья группа младенцев, чьи родители не читали им ничего особенного в рамках исследования.

 

По прошествии трех месяцев родители с детьми вернулись в нашу лабораторию, чтобы мы снова могли измерить внимание детей к персонажам наших книг. Выяснилось, что только те, кто получил книги с индивидуальными наименованиями персонажей, демонстрировали большее внимание по сравнению с их предыдущим визитом. Мозговая активность детей, которым читали отдельные подписи, также свидетельствовала о том, что они были способны различать разных отдельных персонажей. Мы не увидели этих способностей у младенцев из группы, получившей книги с общими подписями, и детьми из третьей группы.

Центральная детская библиотека имени А.П. Гайдара

Эти результаты позволяют предположить, что очень маленькие дети способны использовать наименования для познания окружающего мира, а чтение вслух является эффективным инструментом для стимулирования развития ребенка в первый год его жизни.

 

Как выбрать максимально полезную книгу

 

Так что же означают полученные в лаборатории результаты для родителей, стремящихся максимизировать пользу чтения сказок?

 

Не все книги одинаковы. Книги, которые родители читают шести- и девятимесячным детям, скорее всего, будут отличаться от книг, которые они читают двухлеткам, а те, в свою очередь, будут отличаться от книг, подходящих для четырехлетних детей, готовящихся к самостоятельному чтению. Иными словами, чтобы извлечь пользу из чтения вслух, мы должны читать своим малышам нужные книги в нужное время.

 

Когда мы говорим о младенцах, то выбор книг, в которых у разных персонажей есть свое имя, может способствовать более продуктивному чтению и, соответственно, созданию большей пользы для развития мозга и познания, как следует из наших исследований. Все младенцы уникальны, поэтому родители должны попытаться найти книги, которые заинтересуют их ребенка.

 

Моя дочь любила книги про кролика Пэт, а также сказки о животных, например, «Дорогой зоопарк». Если в книгах не было имен, мы просто придумывали их сами.

 

Возможно, книги, в которых действуют персонажи с именами, просто увеличивают количество звучащей родительской речи. Мы знаем, что разговаривать с детьми важно для их развития. Поэтому, родители младенцев: разнообразьте свои ежедневные занятия чтением вслух и называйте персонажей в книгах, которые вы читаете. Разговаривайте с вашими детьми в раннем возрасте и знакомьте их с удивительным новым миром, и пусть вам помогают в этом деле сказки.