Москва — За окном меняются пейзажи. Проводница приносит в купе горячий чай, от которого поднимается пар.
Мне всегда нравилось путешествовать поездом. Такие путешествия дают возможность расслабиться. Можно ничего не делать и просто смотреть на пейзажи из окна.
Особенно хорошо путешествовать на поезде в России. В великой державе железных дорог на поездах преодолевают большие расстояния. Персонал железных дорог создает атмосферу старого мира.
Все начинается уже у дверей вагона, когда одетые в униформу проводники и проводницы проверяют билеты.
«Я позабочусь о вас во время этой поездки», — сказала женщина в черной пилотке, когда поезд тронулся.
Забота означает как минимум предложение чая и кофе. Россияне, привыкшие путешествовать поездом, выстраиваются в очередь к «самовару» с кипятком, который обязательно есть и в новых поездах.
В ночных поездах есть два варианта спальных вагонов: плацкарт, то есть открытый спальный вагон, и купе.
Более дешевый плацкартный вагон представляет собой открытый вагон с двумя уровнями спальных мест. Пассажиры сами разворачивают матрасы и готовят себе постель.
Стоимость купе, в свою очередь, зависит от количества в нем спальных мест.
Пассажиры завязывают знакомства в любых вагонах. Чем дальше путешествие, тем теснее становятся знакомства.
Я раз за разом поражаюсь точности поездов в России.
Независимо от погодных условий поезда все время ходят по графику. Снежная буря не вызовет в России беспорядок в железнодорожном сообщении.
Этому есть простое объяснение. Поддержка состояния железнодорожных путей не автоматизирована, потому что в стране много дешевой рабочей силы. В случае необходимости российская железнодорожная компания готова отправить мужчин и женщин расчищать пути лопатами даже посреди ночи.
Мой поезд в России пришел с опозданием лишь однажды — и тогда речь шла о поезде, который шел из Финляндии и какое-то время там простоял.
Рельсы связывают Финляндию с Россией.
Поезд «Аллегро» идет из Хельсинки в Санкт-Петербург всего три с половиной часа. До Москвы из Хельсинки идет ночной поезд, названный в честь писателя Льва Толстого.
Сейчас в России работают над новой и более быстрой железнодорожной связью между Москвой и Санкт-Петербургом.
Эту железнодорожную магистраль хотят дотянуть до Хельсинки. В последний раз этот вопрос поднимался в конце ноября во время визита в Москву Санны Марин (Sanna Marin), которая тогда была еще министром транспорта и связи.
Если проект реализуется, в будущем из Москвы в Хельсинки можно будет добраться менее чем за пять часов.
Я проехал на поезде тысячи километров по России и пересекал на поезде российскую границу. Я добрался по железной дороге до Мурманска и столицы южного Азербайджана Баку.
Пока моей самой долгой поездкой был путь из Москвы в Центральную Азию, столицу Казахстана Астану. Я проехал три тысячи километров за 58 часов.
Еще одна долгая поездка на поезде, которая запомнилась мне на всю жизнь, — из Санкт-Петербурга в южную Францию, Ниццу. Я выехал в конце зимы и наблюдал за тем, как снежный пейзаж сменялся цветущими весенними пейзажами по мере того, как мы продвигались на юг.
Поезда помогли мне прочувствовать дальние расстояния.
Поезда всегда занимали особое место в моем сердце, ведь я — уроженец финского города Коувола, который появился у пересечения железнодорожных путей. Позже я начал отдавать предпочтение железным дорогам в том числе и по причинам экологии.
В Финляндии любят модные разговоры о наземных способах передвижения, которые являются не такими вредными для окружающей среды. Но в России об экологичности железнодорожного транспорта не говорят.
Правда, в России электрифицирована только половина железнодорожных путей. Дизельный локомотив проигрывает по экологичности электровозам.
Для россиян поезд — это хорошая альтернатива. Рельсы всегда были самым дешевым и естественным способом попасть из одного места в другое.