Недавно Московский городской суд вынес решение о наложении штрафов, возвращении на родину и пятилетнем запрете на въезд в отношении 80 граждан Китая, нарушивших режим изоляции. Пообщавшись с лицами, связанными с этим делом, я считаю, что противоэпидемические мероприятия и отношении китайцев в России носят противоречивый характер.
Во-первых, «Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Москве», которое граждане Китая обязаны подписать при въезде в Россию, не является нормативным, и российская сторона не дала подробного разъяснения содержания данного постановления.
Данный документ составлен только на русском языке, но многие граждане Китая, въезжающие в Россию, плохо владеют русским языком или вообще не знают его, а медицинский персонал московского аэропорта не понимает китайского и английского. Многие граждане Китая, въезжающие в Россию, думают, что это всего лишь обычная форма о состоянии здоровья, поэтому они, не задумываясь, ставят подпись в требуемом месте. Как выяснилось, только 10 из 80 репатриированных знают русский язык или понимают содержание подписанного документа. В результате большинство китайских граждан оказались в принудительной изоляции, не понимая, что произошло, не говоря уже о том, что они не знали, что могут быть лишены рабочих или учебных виз, возвращены на родину, а также, что им нельзя будет въехать в Россию в течение пяти лет. Ознакомившись с «Постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Москве», я обнаружил, что данный документ не является нормативным. Даже слово «вирус» во фразе «новая коронавирусная инфекция» было написано с ошибкой. Удивительно, что такая грубая ошибка была допущена в серьезном нормативно-правовом акте.
Во-вторых, некоторые положения «Постановления Главного государственного санитарного врача по городу Москве» не соотносятся с реальным положением китайских граждан.
Согласно документу, граждане КНР должны обеспечить самоизоляцию в месте проживания, не ходить на работу, в учебные заведения, магазины, аптеки и другие общественные места, не пользоваться общественным транспортом, дважды в день измерять температуру тела и сообщать о состоянии здоровья по телефону. Но многие китайские граждане только прибыли в Россию, и в местах их проживания нет запасов продовольствия. Как в таких условиях изолировать себя на 14 дней? Некоторые были арестованы, когда спустились в супермаркет для того, чтобы купить предметы первой необходимости. Полиция доставила их в центр реабилитации инвалидов «Царицыно» для осуществления централизованной принудительной изоляции.
Конечно, мы не отрицаем, что некоторые из этих 80 человек могли сознательно нарушить санитарно-эпидемиологические правила московских властей. Например, согласно сообщениям российских СМИ от 4 марта, некоторым из 80 репатриированных граждан КНР были вынесены новые уголовные обвинения. Это лица, до 22 февраля нарушившие нормы российского законодательства и которым были вынесены обвинения в незаконной перевозке медицинских масок между Китаем и Россией, спекуляции, несанкционированном использовании больших сумм наличных денег и уклонении от уплаты налогов. В отношении этих действий мы окажем содействие российской стороне для того, чтобы вынести решение в соответствии с законом.
В-третьих, процедура вынесения судом решения о возвращении на родину не соответствует нормам.
Поскольку большинство людей отказалось подписать согласие на репатриацию, процесс подписания был отменен, вместо этого судебное решение было вынесено в видео-формате. По рассказам лиц, имеющих отношение к данному делу, на месте проведения судебного заседания присутствовали только судья и переводчик, судья вошел в зал суда и огласил решение о возвращении на родину. Весь процесс занял всего несколько минут, обвиняемым не было дано возможности нанять переводчиков для защиты. Согласно регламенту, при несогласии с решением суда можно подать апелляцию в течение 10 дней. Однако многие обвиняемые по-прежнему находятся в принудительной изоляции и не имеют достаточных условий для обжалования. Они могут рассчитывать только на консульские услуги и юридическую помощь посольства Китая.
Согласно решению Московского городского суда, если апелляция не будет подана, то обвиняемому будет грозить принудительная репатриация, а не самостоятельный выезд из страны. Это означает, что прежде чем обвиняемого отправят обратно в Китай, ему придется некоторое время пробыть в специальном приемном пункте, пока не будут выполнены все формальности.
В-четвертых, некоторые китайцы в России чувствуют особое отношение к себе.
Следует отметить, что противоэпидемические мероприятия направлены на новую коронавирусную инфекцию, а не на китайцев. Как сказано в официальном обращении посольства Китая в России в адрес правительства Москвы от 24 февраля, «в отношении китайских граждан осуществляется повсеместный мониторинг». «Специального мониторинга граждан КНР не существует сегодня ни в одной стране мира, включая США и другие западные страны. Китайская сторона понимает необходимость принятия мер для профилактики и контроля эпидемии, рассчитывает на их соразмерный и недискриминационный характер», — говорится в обращении.
Мы видели, что российские правоохранительные органы также проводят противоэпидемические проверки своих граждан и граждан других стран. По данным посольства Китая в России, сотрудники правоохранительных органов в Москве следят за соблюдением закона, если в ходе проверки паспорта будет подтверждено, что с момента въезда в Россию прошло более 14 дней, иностранный гражданин будет отпущен. 7 марта правительством города Москвы было издано новое постановление, обязывающее тех, кто в последние две недели посещал Италию, Южную Корею, Иран, Германию, Францию и Испанию, обеспечить самоизоляцию на дому в течение двух недель со дня возвращения в Россию. Это еще раз доказывает, что Россия не дискриминирует граждан ни одной страны.
Однако прискорбно, что мною были замечены некие элементы дисгармонии, которые не способствуют дружбе между Китаем и Россией. Например, на дверях ресторана в Махачкале Республики Дагестан и хостела в Казани Республики Татарстан повесили объявление, гласящее, что «китайцам вход воспрещен».
Китайско-российские отношения за 70 лет пережили множество взлетов и падений. Мы часто говорим, что в рамках отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства Китай и Россия стали «хорошими соседями и настоящими партнерами, которых невозможно разлучить, а главное в отношениях между странами — это духовная близость и чувства симпатии между народами». Когда в Китае вспыхнула эпидемия, российское правительство оказало нам бескорыстную и щедрую помощь, которая заслуживает нашей похвалы и памяти. Но когда в отношении двух стран проявляются подобные элементы дисгармонии, которые не способствуют развитию китайско-российских отношений, мы должны указать на такие неправильные моменты. Только так китайско-российские отношения всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства могут оставаться стабильными и прочными.
У Дахуэй — руководитель Центра стратегических исследований Азии и Европы при Университете Цинхуа