Депутаты российской Государственной думы решили хоть на день, но продлить Вторую мировую войну. Они приняли в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в статьи 1 и 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» (об установлении дня воинской славы России «3 сентября — День окончания Второй мировой войны (1945 год)». Этот закон устанавливает днем окончания Второй мировой войны 3 сентября 1945 года.
Сильно подозреваю, что именно на эту дату перенесут из-за эпидемии в этом году Парад Победы с 9 мая. Между тем, вроде бы даже из школьного курса что России, что Украины, всем хорошо известно, что завершилась Вторая мировая война 2 сентября 1945 года подписанием акта о безоговорочной капитуляции Японии на борту американского линкора «Миссури» в Токийской бухте. Причем среди подписавших его со стороны Антигитлеровской коалиции был и советский представитель — генерал-лейтенант Кузьма Деревянко, представитель Главного командования советских войск на Дальнем Востоке при штабе Верховного командующего союзными войсками на Тихом океане генерала Дугласа Макартура. Между прочим, Деревянко был украинцем по национальности и профессиональным разведчиком.
Как же обосновала этот законопроект группа депутатов Думы и членов Совета Федерации во главе с председателем Комитета Госдумы по обороне генералом Владимиром Шамановым? Прежде всего, сталинском указом президиума Верховного совета СССР от 2 сентября 1945 года, объявившим 3 сентября праздником победы над Японией и днем всенародного торжества. Правда, тот же Сталин вроде бы не ставил под сомнение тот факт, что капитулировала Япония именно 2 сентября. В тот день он выступил со специальным заявлением, где подтвердил: «Сегодня, 2 сентября, государственные и военные представители Японии подписали акт безоговорочной капитуляции. Разбитая наголову на морях и на суше и окруженная со всех сторон вооруженными силами Объединенных наций, Япония признала себя побежденной и сложила оружие… Это означает, что наступил конец Второй мировой войны. Теперь мы можем сказать, что условия, необходимые для мира во всем мире, уже завоеваны».
Яснее не скажешь. Но депутаты в пояснительной записке к законопроекту объясняют необходимость его принятия тем, что дата 3 сентября 1945 года «символизирует переход от состояния войны к миру, поиску путей примирения и сотрудничества». Но Сталин-то утверждал, что уже ко 2 сентября все необходимое для мирного сосуществования было завоевано.
Я уже представляю настоящую шизофрению российских школьников, да и студентов тоже, которые должны будут делать на экзаменах выбор между 2 и 3 сентября как днем окончания Второй мировой войны. Также в пояснительной записке утверждается, что «День победы китайского народа в войне сопротивления Японии отмечается широко и ежегодно 3 сентября». Я, конечно, понимаю, желание значительной части российской элиты «лечь под Китай», но зачем же новую дату одного из дней воинской славы России подлаживать под китайскую историческую память.
Очевидно, у Владимира Путина присутствует желание максимально размежеваться с «проклятыми пиндосами» по всем вопросам исторической памяти, в том числе и в отношении победы над Японией. А в заключении думского комитета по обороне на законопроект о переносе Дня окончания Второй мировой войны утверждается, что «успешные действия советских войск в боях с японской армией в Маньчжурии, на Южном Сахалине и Курильских островах имели решающее значение для приближения окончания Второй мировой войны». У специалистов по истории Второй мировой войны подобный вывод вызывает только улыбку.
Хорошо известно, что Япония была сокрушена главным образом усилиями Соединенных Штатов. А позволило закончить войну на Тихоокеанском театре в августе 1945 года, приблизив ее окончание на несколько месяцев, как это ни трагично, применение против Японии двух атомных бомб, что вынудило Японию немедленно капитулировать. Это спасло жизни не только десятков тысяч американцев, но и сотен тысяч, а возможно, и миллионов японцев, которые в противном случае погибли бы в результате широкомасштабного американского вторжения на Японские острова, намеченного на 1 ноября 1945 года.
Советское же нападение на Японию имело больше не военное, а политическое значение. Вплоть до советского объявления войны Японии 8 августа в Токио всерьез надеялись, что Москва выступит посредником в японских переговорах с Вашингтоном, что позволит выторговать условия мира, отличные от безоговорочной капитуляции. За это японцы готовы были отдать СССР Южный Сахалин и Курильские острова и Дальний Восток с Порт-Артуром, а также согласиться на демилитаризацию Южной Маньчжурии. С объявлением войны надежда на советское посредничество рухнула, и под угрозой применения новых атомных бомб Япония вынуждена была согласиться на безоговорочную капитуляцию.
Что же касается Квантунской армии, то она не только не могла противостоять советскому наступлению, но и была не в состоянии чем-либо помочь обороне Японских островов от грядущего американского вторжения. К августу 1945 года у Японии практически не осталось морских транспортов. Остатки военного флота находились на приколе из-за отсутствия топлива. Авиация тоже была в основном уничтожена, а оставшиеся самолеты испытывали острый дефицит бензина. Суда и самолеты, которые попробовали бы доставить части Квантунской армии в метрополию, были бы неминуемо потоплены или сбиты американской авиацией и флотом.
Да и японские войска, оставшиеся в Маньчжурии к началу советского вторжения, были откровенно третьесортными и представляли собой не профессиональную армию, а наскоро набранное ополчение из местных японских резервистов, не имевших никакой боевой подготовки. Все боеспособные дивизии Квантунской армии давно уже были переброшены либо в Южный Китай, либо на Тихий океан. Достаточно сказать, что большинство ее дивизий были сформированы только в июле — начале августа 1945 года.
Вторгнувшиеся в Маньчжурию три советских фронта насчитывали 1 миллион 559 тысяч 500 человек. У них имелись 5 тысяч 250 танков и САУ и 5 тысяч 171 боевой самолет. Реальная численность Квантунской армии составляла 713 тысяч 700 человек, половина из которых была представлена небоевыми частями. Японцы имели около 600 танков, но танкисты были новобранцами, почти не умевшими управлять своими машинами. Все танки достались Красной Армии в виде трофеев.
Единственный серьезный бой японские танкисты 11-го отдельного танкового полка приняли 18 августа на Курильском острове Шимушу (ныне Шумшу), где 21 японский танк из 64 был подбит, но и советские потери составили 200 человек убитыми. Однако на Курильских островах и Южном Сахалине располагалась не Квантунская армия, а армия метрополии, состоявшая из кадровых частей. Из 900 имевшихся у японцев самолетов, боеготовыми были только 50. Очень мало было у японцев артиллерии и боеприпасов. А армии марионеточных государств Внутренней Монголии и Маньчхоу-Го пришлось расформировать из-за явной неблагонадежности, чтобы их оружием вооружить только что сформированные японские дивизии. Российские историки, как ранее советские, превозносят Маньчжурскую операцию как образец советского военного искусства. Но при таком соотношении сил и средств Красная Армия могла действовать почти как на маневрах.
Однако красноармейцы отметились в Маньчжурии не только успешными действиями, но и насилиями против мирного населения, причем не только японского, но и китайского. Начальник американской миссии, прибывшей в Шэньян (Мукден) для репатриации американских пленных, докладывал: «Русские превзошли китайцев в грабежах, мародерстве и изнасилованиях. Женщин насилуют на автобусных остановках, железнодорожных вокзалах и иногда прямо на улицах. Ходят слухи, что местным властям предписано поставлять определенное число женщин советскому командованию каждую ночь. В результате, женщины бреются наголо, замазывают лица чернилами и накладывают повязки, чтобы выглядеть как можно менее привлекательными… Красноармейцы занимаются только грабежами и убийствами. И они грабят не только японцев. Некоторые солдаты носят сразу десяток наручных часов… Среди советских военных мне довелось встретить и приличных людей, но таких — один из десяти».
Конечно, американец мог сгущать краски. Но на насилия со стороны советских войск обращали внимание даже китайские коммунисты. Секретарь Северо-Восточного отделения Коммунистической партии Китая Xу Фуцзиа писал руководству ВКП(б) что «Красная Армия занимается вещами, не подобающими пролетарской армии, в том числе, изнасилованиями и экспроприацией продовольственных запасов у крестьян». Он просил «создать военный дисциплинарный комитет, который предотвращал бы нарушения военной дисциплины красноармейцами и развернуть широкую пропагандистскую кампанию, чтобы вернуть доверие китайцев, которые теперь не на шутку боятся советских солдат». Однако мародеры, насильники и убийцы остались в подавляющем большинстве случаев безнаказанными.
P.S. Кощунственно и то, что праздновать собираются именно в тот день, когда, во многом по вине ФСБ, погибли сотни заложников в школе Беслана, захваченных исламскими террористами. Так хотят подавить трагическую память о Беслане.