Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Foreign Policy (США): танки, снабжение и пули

Новая военная компьютерная игра показывает, как на самом деле России удалось остановить Гитлера

© РИА Новости Михаил Мельник / Перейти в фотобанкЭкипаж танка Т-34 "Боевая подруга" у Рейхстага
Экипаж танка Т-34 Боевая подруга у Рейхстага - ИноСМИ, 1920, 06.07.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В этом году наступила уже 80-я годовщина начала Великой Отечественной войны, но у автора по-прежнему остается много вопросов. Почему немцы, сумевшие добиться «головокружительных побед» в Европе, оказались бессильны против СССР? Как Россия сумела превратить катастрофу в триумф? Ответы автор попытался найти в компьютерной игре.

Даже спустя 80 лет после того рокового дня в июне 1941 года, когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз, остается очень много вопросов. Почему захватчики были так близки к победе, но в конечном счете потерпели поражение? Как Россия сумела превратить катастрофу в триумф, который сделал Советский Союз сверхдержавой на следующие 50 лет?

Какими бы ни были ответы на эти вопросы, нет никаких сомнений, что Вторая мировая война изменила мир, в котором мы живем. Карта стран Восточной Европы была перечерчена, в результате чего мы получили спорные границы, досаду и обиды, а также тлеющие конфликты — от Польши и Украины до Чечни. Для президента России Владимира Путина прославление Великой Отечественной войны — это не просто попытка почтить память 27 миллионов советских солдат и мирных граждан, погибших в той войне, но и политический спасательный круг. Танки Т-34, которые прошли от Москвы до Берлина, а теперь ежегодно проезжают по улицам Москвы во время парада в честь Дня Победы, — это напоминание о том, какой не так давно была Россия и какой, как надеются националисты, она еще сможет стать.

Тем не менее, когда более 3 миллионов немецких солдат пересекли границу Советского Союза 22 июня 1941 года, многие ожидали, что операция «Барбаросса» обернется легкой победой нацистов. «Большевизм рухнет как карточный домик», — предсказывал министр пропаганды Германии Йозеф Геббельс. Очень многие американские и британские эксперты с ним соглашались, помня о чистках, которые советский лидер Иосиф Сталин проводил в рядах офицеров Красной армии, и о некомпетентности Красной армии, которую она продемонстрировала в Советско-финской войне 1939-1940 годов. Бесконечная череда военных катастроф, которые преследовали советскую армию летом и осенью 1941 года, — в том числе убийство или захват 650 тысяч советских солдат в Киеве, — только укрепила это мнение.

Однако красный флаг, поднятый над Рейхстагом в мае 1945 года, доказал, что эксперты ошиблись. И новая военная компьютерная игра объясняет, почему.

Игра War in the East 2, выпущенная компанией Matrix Games, является такой же масштабной и сложной, как и тот конфликт, который она изображает. (Несколько месяцев я принимал участие в альфа-тестировании этой игры.) На гигантской цифровой карте, поделенной на 45 тысяч шестигранников, немецкие и советские игроки управляют более 6 тысячами дивизий, бригад и авиационных эскадрилий. К War in the East 2, представляющей собой расширенную и улучшенную версию оригинальной игры 2010 года, даже прилагается руководство на 520 страницах в твердой обложке, которое очень напоминает вузовский учебник.

Эта игра — просто мечта для тех, кто любит большие числа, потому что она позволяет отслеживать все — от числа танков и грузовиков в рабочем состоянии, до боевой и административной компетенции отдельных генералов и того, получат ли заводы по производству оружия достаточное количество сырья. Хотя играть в War in the East 2 не так уж и сложно (искусственный интеллект компьютера самостоятельно справляется с множеством деталей), утверждение о том, что эта игра является детализированной и точной симуляцией Восточного фронта, не стоит считать преувеличением.

Эта игра демонстрирует, как Германия, которая была самой компетентной в военном смысле страной в период Второй мировой войны, сумела добиться головокружительных побед летом 1941 года. Успех на поле боя в этой игре зависит от таких факторов, как боевой дух, опыт ведения боевых действий, усталость солдат и мастерство их командиров. Поскольку в 1941 году у немцев были более подготовленные солдаты и командиры, они сумели раздавить советскую армию, заставив советское руководство в спешном порядке вводить в бой неподготовленные резервы, которых немцы тоже уничтожали.

Что же пошло не так? Как получилось, что нацистская военная машина не смогла одолеть Россию, завоевав Францию всего за шесть недель? Игра War in the East позволяет увидеть фатальный просчет в плане нацистов. Возгордившиеся своим мнимым превосходством и слепо верящие в то, что чистая сила воли способна компенсировать материальную слабость, нацистский лидер Адольф Гитлер и высшее командование его армии не ожидали, что снабжение может стать проблемой.

Тем не менее, как гласит одна мудрая поговорка — и как писал Мартин ван Кревельд (Martin van Creveld), — «любители изучают тактику, а профессионалы изучают логистику».

В сравнении с роскошно оснащенной армией США в период Второй мировой войны немецкая и советская армии столкнулись с логистическим кошмаром. В то время как у Соединенных Штатов и Великобритании был избыток собранных в Детройте грузовиков для доставки снабжения, немецким и советским войскам постоянно не хватало машин, а те машины, которые у них были, очень быстро приходили в негодность из-за состояния российских дорог. Хотя бронетанковые соединения были полностью моторизированными, бедной пехоте Германии и России приходилось использовать лошадей, чтобы транспортировать артиллерийские орудия и снабжение. Для них Вторая мировая война была очень похожа на Первую мировую войну (историк Омер Бартов назвал это «демодернизацией» немецкой армии на востоке) и была лишь немногим лучше обреченного на провал вторжения французского лидера Наполеона Бонапарта в Россию в 1812 году.

Таким образом, на Восточном фронте обе стороны использовали для транспортировки солдат и снабжения железные дороги. Армии старались двигаться по таким маршрутам, где были железнодорожные пути, но даже в этих случаях у них возникало множество логистических проблем. По сравнению с Западной Европой и Северной Америкой в России было мало железных дорог. Кроме того, в России железнодорожные пути были шире, чем в Европе, а это значило, что немцам приходилось перекладывать пути, а также зачастую ремонтировать их после русских, которые нередко прибегали к тактике «сжигания мостов».

Одно дело — читать обо всех этих проблемах в книгах или сталкиваться с ними в такой семейной игре, как Risk, где игроки могут играючи провести свои армии из Великобритании в Австралию за один ход, если им повезет. Однако одной из лучших черт хорошо продуманной исторической симуляции является возможность встать на место тех, кто принимает решения, и прочувствовать все их ошибки и дилеммы.

Хотите перемещать свои армии по карте, как это делали немецкий генерал Эрвин Роммель или американский генерал Джордж Пэттон? В игре War in the East 2 оставлять ваших солдат с пустыми желудками или топливными баками — это всегда плохая затея. В этой игре есть подробная логистическая модель, позволяющая отслеживать снабжение и поставки в тоннах. (Да, в тоннах, хотя компьютер самостоятельно производит все расчеты.) Топливо, боеприпасы и продовольствие транспортируются по железным дорогам в депо, где они распределяются по грузикам и повозкам, запряженным лошадьми (возможности пополнения запасов по воздуху тоже ограничены). В игре у железных дорог тоже ограниченная мощность: железнодорожные линии меняют цвет, когда объем провозимых по ним грузов достигает предельно допустимых значений. Остаются только грузовики, но их не хватает. И чем больше грузовиков едут по российским лесам и болотам, тем больше грузовиков ломается. (Да, в этой игре грузовики ломаются, и их нужно чинить.)

Это огромная проблема для всех механизированных соединений, для которых бензин — это жизнь. Однако особенно острой эта проблема оказалась для немцев в 1941 году, поскольку их план сводился к тому, что сначала быстрые танки «Панцер» окружали российские войска, а затем они дожидались медленную пехоту, которая расправлялась с противником. Без топлива танки не могли осуществлять свои смелые маневры.

В начале игры, когда немцы начинают свою наступательную операцию, выдвигаясь с баз в Восточной Пруссии, Польше и Румынии, это не является проблемой. Немецкие танки совершают стремительные прорывы вглубь вражеской территории, чтобы окружить советские войска, а группа армий «Центр» легко захватывает Минск. Между тем группа армий «Север» приближается к Ленинграду, а группа армий «Юг» движется к Киеву.

Вскоре бронетанковые войска прорыва приближаются к Смоленску — то есть к въезду в тот сухопутный коридор, который ведет к Москве. Именно в этот момент вермахт — вооруженные силы Германии — ощущают на себе неумолимые ограничения их логистической цепочки: ближайшая функционирующая станция снабжения находится в сотнях миль позади, и у них нет грузовиков в рабочем состоянии, которые могли бы подвозить топливо для танков и обеспечивать продовольствием 3 миллиона солдат на всей протяженности линии фронта длиной около 2 тысяч миль.

Возможно, логистика кажется вам чем-то очень скучным, но на самом деле она представляет собой увлекательнейший вызов. В игре War in the East 2 игроки могут выбирать, каким подразделениям отправлять снабжение и топливо. Кто должен получить снабжение, грузовики и помощь небольших подразделений по ремонту железных дорог в первую очередь? Как и в случае с армиями союзников в Западной Европе в 1944 году, здесь топлива хватит только для того, чтобы обеспечить им войска на одном участке фронта, тогда как другим придется ждать.

И каждый день, когда немецкие войска берут паузу, у советской армии появляется возможность перегруппироваться и укрепить свои позиции. Возможно, советские войска сильно ослаблены, но они действуют вблизи своих баз снабжения, и они могут использовать каждый лес, болото, город и реку, чтобы задержать захватчиков или совершить внезапные налеты, чтобы перекрыть линии снабжения. Если советские войска преуспеют, октябрьские дожди лишат захватчиков мобильности до тех пор, пока их не накроют лютые морозы 1941 года.

Историки и диванные стратеги очень любят рассуждать о том, какими могли быть другие исходы операции «Барбаросса». Главный вопрос: могли ли немцы захватить Москву, если бы они сконцентрировали все свои силы на одном-единственном стремительном броске к советской столице? Игра War in the East 2 показывает, что такая стратегия обернулась бы катастрофой: немцам попросту не хватило бы железнодорожных мощностей и грузовиков, чтобы собрать силы для захвата Москвы.

Здесь есть и другой аспект. На отношение Запада к Советскому Союзу после войны во многом повлияли хвастливые рассказы немецких генералов, утверждавших, что они могли бы завоевать Россию, «если бы только Гитлер прислушался ко мне». Однако план немецкого вторжения был разработан по большей части теми же самыми генералами. Игра War in the East 2 демонстрирует, что операция «Барбаросса» представляла собой плохо продуманный план, с самого начала обреченный на неудачу его нереалистичными предпосылками касательно логистики — и антисемитской убежденностью в том, что «еврейско-большевистское» советское государство развалится от одного стремительного удара.

Говорить о том, что Советский Союз спасла исключительно логистика, было бы неправильно. К ужасу и ярости нацистов, советские солдаты сражались очень храбро — самоубийственно храбро — и со все большей сноровкой. Однако, как демонстрирует игра, не только удаль советских солдат и их готовность к самопожертвованию остановила наступление Гитлера в 1941 году. Советский Союз сумел извлечь выгоду из неумелого планирования немцев и традиционных преимуществ России — времени, пространства, особенностей местности и климата.

В конечном счете операция «Барбаросса» стала началом конца Третьего рейха. И, как показывает эта компьютерная игра, именно в ходе той операции в грандиозном гитлеровском плане вторжения закончилось топливо.