Несмотря на недавний чемпионский титул «Пари-Сен-Жермен», катарские инвестиции в футбол до сих пор пользуются далеко не лучшей репутацией. Причиной тому — показные траты нефтедолларов (это в наши-то времена жесткой экономии...) и футбольные амбиции, которые совершенно не соответствуют французским стандартам. Катар постоянно плодит самые разные фантазии и заблуждения и неизменно вызывает тревогу. В магазинах одна за другой появляются все новые книги, которые призваны пролить свет на скрытые планы алчного эмирата. Спортивный журналист RTL и автор книги «ПСЖ, Катар и деньги» (Le PSG, le Qatar et l’Argent) Жиль Верде (Gilles Verdez) придерживается следующей точки зрения: «Катар начал масштабную кампанию, так как убежден, что одного лишь футбольного апофеоза будет достаточно для достижения поставленных им более широких задач. Тем не менее, его инвестиции вовсе не гарантируют успех и любовь, тогда как неудача станет тяжелейшим ударом для Дохи и ПСЖ. Ставки в этой игре поистине колоссальны».
Но как вообще предпочитает действовать Катар? В два этапа. Сначала он пытается завоевать известность среди широкой аудитории через покупку клубов, знаменитых игроков и рекламу. Далее он шаг за шагом формирует спортивную дипломатию, которая нацелена на повышение привлекательности страны. Задача предельно проста: изменить имидж малоизвестного в мире государства и отвлечь взгляды от зачастую проблемной внутренней обстановки. Как бы то ни было, катарцы — отнюдь не единственные, кто пользуется футболом в политических целях. Существуют куда более успешные и тревожные стратегии, чем та, что принята в Дохе. Помимо ФК «Милан», Сильвио Берлускони нужно отметить также и российский метод. Он опирается на влиятельные компании (Газпром) и богатых бизнесменов, превращая футбол в гигантское постсоветское шоу на службе интересов Владимира Путина.
Читайте также: Газовая промышленность поддерживает развитие спорта
Российская стратегия
Газпром, настоящее государство в государстве и неофициальный поставщик кадров для Кремля, сегодня тратит на пиар немалую часть сил и средств. Перед каждым матчем Лиги чемпионов на экранах телевизоров по всей Европе без конца крутятся его старомодные рекламные ролики. Любопытная ситуация. Дело в том, что хотя российская компания наводнила Европу своей рекламой, она никак не может сделать Газпром поставщиком энергоносителей! Во Франции у него есть лишь небольшое парижское представительство, которое обладает крайне ограниченной свободой действий. Важные вопросы и крупные соглашения обсуждаются напрямую в Москве, в доме № 16 по улице Наметкина. Тесно связанная с властью российская компания недавно подписала спонсорский договор с Лигой чемпионов, а с течением лет смогла сформировать настоящую спортивную империю. Причем не просто так: ее инвестиции всегда были точечными и, по странному стечению обстоятельств, неизменно совпадали с интересами российской власти.
Приведем пару примеров. Когда Россия и Газпром работали над реализацией приоритетного проекта «Северный поток» (трубопровод по дну Балтийского моря в Германию), компания стала щедрым спонсором популярного немецкого клуба «Шальке 04». То же самое касается газопровода «Южный поток» и сербской команды «Црвена звезда». «Российская власть может использовать Газпром для влияния на региональную геополитику, — не сомневается английский спортивный обозреватель Джеймс Эппелл (James Appell). — Газпром и, следовательно, российское правительство используют футбол как инструмент «мягкой силы». Таким образом, в России и других странах футбол стал продолжением политики иными средствами. Но в чем именно заключаются различия между российской и катарской стратегиями?
Также по теме: Без Mersedes класса S в российском футбольном клубе можно стать посмешишем
Мы обратились с этим вопросом к президенту ассоциации Russie-Libertés Алексею Прокопьеву: «Нужно понимать, что футбол имеет огромное значение в России. Спортивный проект Газпрома включает в себя прежде всего домашнюю фазу и только затем - международный этап. Это двусторонний и, безусловно, более успешных проект, чем у катарцев, которые используют футбол исключительно для достижения внешнеполитических целей». Далее он рассказал об инвестициях Газпрома в российский футбол: «Все подтвердилось после покупки питерского "Зенита". Это любимый клуб тандема Путина и Медведева, которые оба родом из северной столицы России. За официальной задачей, которая заключается в том, чтобы сделать из "бело-голубых" новую элиту российского футбола, скрывается стремление показать, что Россия — это не только Москва и ее традиционно сильнейшие команды: "Спартак", "Динамо" и ЦСКА».
«Зенит» — лицо футбола путинской России
Как бы то ни было, на этом история не заканчивается. Махачкалинский «Анжи» попал в руки миллиардера Каримова, а грозненским «Тереком» лично занимается зловещий президент Чечни Рамзан Кадыров... Весь российский футбол оказался под прицелом бизнесменов, которые стремятся утвердить свою власть в наиболее изолированных регионах. Старая, как мир, история: вместо того, чтобы решать повседневные проблемы, проще дать людям немного хлеба, а еще лучше — зрелищ. И что же получилось в итоге? Российский футбольный чемпионат меняется из года в год, как в Катаре. По словам Алексея Прокопьева, под влиянием Газпрома в российском футболе за последние десять лет сформировалось новое соперничество: противостояние московского «Спартака» и петербургского «Зенита». «Спартак» исторически был клубом простых людей и профсоюзов, однако сегодня его бюджет меркнет перед выделенной Газпромом «Зениту» финансовой манной. Петербургский клуб стал своего рода государственной командой, которая задумывалась как отражение новой России. Это амбициозный и богатый клуб, которому, тем не менее, не чужд национализм. Несколько месяцев назад бывший тренер «Зенита» Дик Адвокат (Dick Advocaat) рассказал о том, что в команду просто невозможно взять чернокожих футболистов из-за давления болельщиков. Такие настроения широко распространены в современной России, что время от времени приводит к трагическим последствиям...
Читайте также: Газпром завоевывает европейский футбол
Несмотря на все неудачи и неприятности, петербургский проект Газпрома, по всей видимости, дает результаты. «Зенит» в скором времени обоснуется на новом стадионе и уже успел завоевать несколько титулов в национальных и международных соревнованиях (в частности Кубок УЕФА в 2008 году). Кроме того, в каждом сезоне на берегах Невы появляется все больше таких перспективных игроков, как бразилец Халк. Как и в Катаре, российский профессиональный спорт стал игрушкой в руках сильных мира сего. В первую очередь, это относится к футболу, который выбрали главным инструментом завоевания сердец народных масс. Российская олигархия вливает в него сотни миллионов, чтобы доставить удовольствие гражданам и обезопасить влияние в дипломатической сфере. Если у вас достаточно нефте- и газо- долларов, как в бывшем СССР и Катаре, то все продается и покупается. Даже сердца футбольных болельщиков...